ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Обозреватель: Ну вот, мифы насилья разрушены. Мы расстались с ними. И что же? Что это нам дает практически?
Чернышев: Мы не разрушили их и даже не расстались с ними. Мы просто проследили за их воплощением в жизнь. Та реальность, в которой мы живем, оказалась-таки следствием, реализацией мифов "казенного марксизма". Парадоксальным, но воплощением.
Помните историю с Колумбом? Он ведь вовсе не в Америку плыл. Он искал новый путь в Индию и не просто искал, а был вооружен новейшей теорией шарообразности Земли, теорией, имевшей и доказавшей свою колоссальную эвристическую силу. Но вот о самой Индии у него были представления на уровне географии старика Хоттабыча: страна, где муравьи ростом с собаку роют золотоносный песок, и плешивые люди питаются еловыми шишками.
Вооружившись подлинной теорией Маркса, мы отправились на поиски общественной собственности. И открыли Америку.
Криворотов: Нас учили, что Америка – страна, где все вверх ногами. Теперь оказывается, что вверх ногами ходим мы. Еще трагичнее, что у нас перепутаны не только верх и низ, но поменялись местами "вперед" и "назад".
Действительно, здравый смысл, инстинкт самосохранения подсказывают, что в вопросе форм собственности надо идти вперед, в сторону современного Запада. Но туда нельзя, там – капитализм, который, как известно, сзади. С другой стороны, нас тянут назад, в архаику, к тотальной казенно-государственной собственности. Туда, признаться, не очень хочется, но идеологи говорят, что там социализм, а он, по нашей теории, впереди.
Чернышев: Положение дел еще парадоксальнее, еще трагичнее для нас. Те, кто указуют на современный Запад, не сомневаются, что там капитализм. То, что они предлагают заимствовать – свободный рынок частных капиталов. То есть речь-то, говоря с большевистской прямотой, ведется о реставрации капитализма, об импорте буржуазного строя девятнадцатого века, который, к тому же, давно не существует. Те же социал-реакционеры, кому идеалом видится сталинская или романовская госмонополия, тем или иным образом припомаженная, искренне веруют, что сие – социализм, не подозревая, что этот социализм уже был построен в Междуречье четыре тысячелетия тому назад.
Криворотов: Между контрреволюцией и реакцией – вот где застряло наше мифологическое общественное сознание. Обе противоборствующие партии зовут в прошлое, оба вектора направлены назад. Направление вперед, в будущее в этой битве мамонтов с динозаврами не представлено вообще.
То, что можно и нужно заимствовать из экономики современного Запада – вовсе не рынок, а общественная собственность. Она, именно она, – в полном соответствии, кстати, с теорией Маркса, – возникла на основе высших форм частнокапиталистической собственности. И она, именно она стала основой современного преуспевания западных демократий. Рынок, впрочем, при таком заимствовании тоже необходим.
Чернышев: Итак, заимствование современных экономических механизмов не только возможно – оно настоятельно необходимо. Грозное табу "социализм-капитализм" снимается. Но различие между нашим и западным путем от этого вовсе не исчезает. Просто оно заключено совсем не в том, не в абстракции форм собственности. Обобществление собственности, преодоление отчуждения – магистральный путь развития всей человеческой цивилизации, гениально предугаданный Марксом. Но в открывающуюся, предстоящую эпоху это преодоление будет развиваться в двух противостоящих, взаимообусловленных, взаимонеобходимых формах, под знаком двух идеалов: индивидуальной свободы и социальной справедливости.
Криворотов: В этой системе двух зеркал нам предстоит увидеть самих себя, понять, кто мы, где находимся и куда идем. В отражениях и преломлениях между ними, подобно лучу лазера, будет прочерчена линия нашей судьбы. Но покуда наш удел – смертоносный бег на месте в мифологическом Зазеркалье.