Обозреватель:
Ну вот, мифы насилья разрушены. Мы расстались с ними. И что же? Что это нам
дает практически?
Чернышев:
Мы не разрушили их и даже не расстались с ними. Мы просто проследили за их воплощением
в жизнь. Та реальность, в которой мы живем, оказалась-таки следствием, реализацией
мифов "казенного марксизма". Парадоксальным, но воплощением.
Помните историю
с Колумбом? Он ведь вовсе не в Америку плыл. Он искал новый путь в Индию и не
просто искал, а был вооружен новейшей теорией шарообразности Земли, теорией,
имевшей и доказавшей свою колоссальную эвристическую силу. Но вот о самой Индии
у него были представления на уровне географии старика Хоттабыча: страна, где
муравьи ростом с собаку роют золотоносный песок, и плешивые люди питаются еловыми
шишками.
Вооружившись
подлинной теорией Маркса, мы отправились на поиски общественной собственности.
И открыли Америку.
Криворотов:
Нас учили, что Америка – страна, где все вверх ногами. Теперь оказывается, что
вверх ногами ходим мы. Еще трагичнее, что у нас перепутаны не только верх и
низ, но поменялись местами "вперед" и "назад".
Действительно,
здравый смысл, инстинкт самосохранения подсказывают, что в вопросе форм собственности
надо идти вперед, в сторону современного Запада. Но туда нельзя, там – капитализм,
который, как известно, сзади. С другой стороны, нас тянут назад, в архаику,
к тотальной казенно-государственной собственности. Туда, признаться, не очень
хочется, но идеологи говорят, что там социализм, а он, по нашей теории, впереди.
Чернышев:
Положение дел еще парадоксальнее, еще трагичнее для нас. Те, кто указуют на
современный Запад, не сомневаются, что там капитализм. То, что они предлагают
заимствовать – свободный рынок частных капиталов. То есть речь-то, говоря с
большевистской прямотой, ведется о реставрации капитализма, об импорте буржуазного
строя девятнадцатого века, который, к тому же, давно не существует. Те же социал-реакционеры,
кому идеалом видится сталинская или романовская госмонополия, тем или иным образом
припомаженная, искренне веруют, что сие – социализм, не подозревая, что этот
социализм уже был построен в Междуречье четыре тысячелетия тому назад.
Криворотов:
Между контрреволюцией и реакцией – вот где застряло наше мифологическое
общественное сознание. Обе противоборствующие партии зовут в прошлое, оба вектора
направлены назад. Направление вперед, в будущее в этой битве мамонтов с динозаврами
не представлено вообще.
То, что можно
и нужно заимствовать из экономики современного Запада – вовсе не рынок, а общественная
собственность. Она, именно она, – в полном соответствии, кстати, с теорией
Маркса, – возникла на основе высших форм частнокапиталистической собственности.
И она, именно она стала основой современного преуспевания западных демократий.
Рынок, впрочем, при таком заимствовании тоже необходим.
Чернышев:
Итак, заимствование современных экономических механизмов не только возможно
– оно настоятельно необходимо. Грозное табу "социализм-капитализм" снимается.
Но различие между нашим и западным путем от этого вовсе не исчезает. Просто
оно заключено совсем не в том, не в абстракции форм собственности. Обобществление
собственности, преодоление отчуждения – магистральный путь развития всей человеческой
цивилизации, гениально предугаданный Марксом. Но в открывающуюся, предстоящую
эпоху это преодоление будет развиваться в двух противостоящих, взаимообусловленных,
взаимонеобходимых формах, под знаком двух идеалов: индивидуальной свободы и
социальной справедливости.
Криворотов:
В этой системе двух зеркал нам предстоит увидеть самих себя, понять, кто мы,
где находимся и куда идем. В отражениях и преломлениях между ними, подобно лучу
лазера, будет прочерчена линия нашей судьбы. Но покуда наш удел – смертоносный
бег на месте в мифологическом Зазеркалье.