Предисл. См. в Страт 0.

 

                                   ТРИДЦАТЬ  ШЕСТЬ  СТРАТАГЕМ

 

 

Шестью шесть — тридцать шесть. (1)

В счете сокрыто воинское искусство,

Воинское искусство заключено в счете.

Сильная и слабая стороны во взаимной связи меняют позиции, (2)

Ключ к победе таится в этих переменах. (3)

Невозможно придумать стратагему заранее,

А придумаешь — все равно толку не будет.

 

(1) Китайские комментаторы полагают, что в этой фразе зашифрована гексаграмма Кунь (Земля), символизирующая предел силы инь (полнота инь соответствует шестерке, а полнота ян — девятке).

Гексаграмма Кунь

 

                         Эта гексаграмма, соответствующая максимальному покою

                          и уступчивости, выражает, таким образом, высший смысл

                          мудрости тридцати шести стратагем, каковая есть

                          не что иное как бесконечно действенный покой,

                           всеобъемлющая ускользаемость, вездесущее отсутствие.

                           Существовал порядок расположения гексаграмм,

                                   в котором гексаграмма Кунь стояла на первом месте.

 

(2)  Данная фраза встречается в древнейшем китайском каноне — “Книге Преданий” (Шу цзин). В оригинале речь идет о силах инь и ян.

(3) В оригинальном тексте эта строка первоначально читалась так: “Ключ к победе находится в пустоте”. Большинство китайских комментаторов заменяют знак “пустота” (кун) на знак “середина”, “пребывать в чем-то” (чжун). Между тем указание на то, что секрет победы заключается в разрыве внутри структуры, отнюдь не лишено смысла.

 

Толкование:

 Считайте и снова считайте и не слишком уповайте на принципы. Эти принципы сами раскроются в ваших расчетах,  суть же расчетов поведать нельзя.

  Видеть в искусстве войны только искусство и не знать, что это искусство основывается на точных расчетах, — значит не знать, как пользоваться искусством.

  Уловки и интриги в искусстве войны всегда проистекают из естественного хода событий и человеческих чувств.

Малейшая неловкость в их применении неминуемо зародит подозрения и повлечет за собой брожение в умах. Тогда нельзя будет применить ни одного приема.

И еще надо сказать: тридцать шесть стратагем разделены на шесть разделов по шесть стратагем в каждом.

Первый раздел посвящен стратагемам победоносных сражений;

Второй —  стратагемам сражений при равновесии сил;

Третий —  стратагемам наступательных сражений;

Четвертый —  стратагемам сражений с несколькими участниками;

Пятый — стратагемам сражениий совместно с третьей стороной;

Шестой — стратагемам проигрышных сражений.

 

Дополнительное высказывание:

В “Каноне войны в ста главах” (XI в.) говорится:

“В делах военной стратегии в начале всего лежит счет.Прежде чем начать военные действия, надлежит иметь ясное понимание способностей военачальников, знать сильные и слабые стороны обоих лагерей, численность войск, особенности местности, на которой развертываются боевые действия, а также подкрепления, на которые могут рассчитывать в каждом лагере. После этого можно начинать действовать...”

 

 

 

 

 

 

                   Раздел  первый.  Стратагемы победоносных сражений

 

                       

                                                 Стратагема первая.

                              Обманув государя, переправиться через море

 

 

Тот, кто старается все предвидеть, теряет бдительность.

То, что видишь изо дня в день, не вызывает подозрений.

Ясный день скрывает лучше, чем темная ночь.

Все раскрыть — значит все утаить. (1)

 

В оригинале значится буквально: “Великое ян —  великое инь”. Речь идет о двух из четырех возможных состояний обеих космических сил китайской космологии.  В системе графических символов “Книги Перемен” они обозначаются посредством удвоения соответствующей черты. Различаются также “малое ян” и “малое инь”, которые обозначают переходные состояния в процессе взаимодействия двух мировых сил.

 

Толкование:

Тому, кто что-то замышляет, нет пользы от ночной темноты и потаенных мест.  Красть в полночный час, грабить в глухом закоулке — это действия  невежд и неучей.

Муж, знающий толк в хитростях, так не поступает.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

Словесное пояснение к этой стратагеме отсутствует, однако упоминаемые в тексте состояния “великого ян”  (две янские черты) и “великого инь” (две иньские черты) путем добавления к ним одной янской и одной иньской черт позволяют составить   гексаграммы Гуай (Выход)  и  Цянь (Смирение).  Начальная, вторая, четвертая и пятая черты в гексаграммах являются взаимообратимыми.

 

Гуай (№ 43)                                                                          Цянь  (№15)

                                                                                        

--------*                                                                                  — *

--------*                                                                                  — *

--------                                                                                               --------

--------*                                                                                   — *

--------*                                                                                    — *

 

Гексаграмма Гуай начинается с триграммы Небо (Цянь), символизирующей творческий импульс, созидание, за которым следует тенденция к угасанию импульса. Созидание в данном случае требует осторожности, отчего пояснение к гексаграмме гласит: “Не благоприятно браться за оружие”. Высшая мудрость заключена в способности примирять и гармонизировать. Сильная пятая черта (пятая девятка) означает успех для того, кто “действует решительно”. Она относится как “великое ян” к верхней иньской черте, символизирующей “великое инь”. Относительно слабую третью девятку можно истолковать как фазу покоя в середине пути. Общий смысл гексаграммы Гуай можно понять следующим образом: необходимо решительно вступать в противоборство, но не терять осторожности.

 

 

Иллюстрации

                       

                                                                       1.

Однажды — это случилось в конце II в. —  город, находившийся под управлением Кун Жуна, осадило многочисленное вражеское войско.  На следующий же день осаждавшие город воины с изумлением увидели, что один из подчиненных Кун Жуна, некто Тан Шицы, в сопровождении нескольких всадников выехал из ворот города, поставил у городской стены мишень и принялся стрелять в нее из лука. Расстреляв все стрелы, Тан Шицы и его спутники сели на лошадей и уехали обратно в город.  На следующий день Тан Шицы и его спутники повторили свой выезд. На сей раз вражеские воины проявили гораздо меньший интерес к их появлению. А на третий день во вражеском лагере никто даже не смотрел в сторону Тан Шицы и его людей. Наконец, на четвертый день Тан Шицы внезапно прервал свои упражнения в стрельбе из лука, вскочил в седло, со всей силы хлестнул коня плеткой и стремглав промчался сквозь ряды врагов, не ожидавших такого поворота событий.  Когда же осаждающие опомнились, Тан Шицы был уже далеко. Так Тан Шицы удалось вывезти из осажденного города донесение с просьбой о помощи. 

 

                                                                       2.

 

Считается, что название этой стратагемы происходит от рассказа из жизни танского императора  Тай-цзуна (VII в.).

Тай-цзун пошел войной на государство Когуре, находившееся в Корее. Дойдя во главе трехсоттысячного войска до Восточного моря и увидев перед собой бескрайний водный простор, он пал духом. Как ему переправиться через великий океан? Генерал Сюэ Жэньгуй придумал хитроумный план действий. Он запретил людям из императорской свиты смотреть на бушующее море, а сам заявил государю: “А могли ли бы вы, ваше величество, перейти через море, как по суше?” На следующий день императору доложили, что богатый крестьянин, живущий на морском берегу, доставил продовольствие для войска и желал бы лично выразить государю свои верноподданические чувства. Тай-цзун отправился на берег моря, но самого моря так и не увидел, поскольку оно было скрыто тысячами искусно расположенными полотнищами от палаток. Крестьянин со всей почтительностью пригласил императора войти в дом, где на стенах повсюду висели занавеси, а стены были устланы коврами. Император и его свита заняли подобающие им места, начался веселый пир. Через некоторое время император услышал за окном свист ветра и заметил, что пол в доме раскачивался. Он приказал слуге отдернуть занавеси и увидел, что вокруг расстилался морской простор.  “Где мы?” — спросил он. “Вся наша армия движется к берегам Когуре”, — ответил один из его советников. Когда император понял, что ничего изменить уже нельзя, к нему вернулась решимость. Теперь он без страха вел свое войско к неведомой стране.

 

 

                                               Стратагема вторая  

                                   Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао

 

Лучше врагов разделить, чем позволить им быть вместе.

Нападай там, где уступают,

Не нападай там, где дают отпор.

 

Толкование:

Справляться с неприятелем — все равно, что направлять движение вод: там, где противник наступает, отводи в сторону его натиск, как отводят водный поток; там, где противник слаб, заполняй пустоты в его обороне, словно возводишь плотины в стоячей воде.

 

Смысл гексаграммы по “Книге Перемен”:

Точное указание на гексаграмму, соответствующую данной стратагеме, отсутствует, однако указание в китайском тексте на приоритет иньской позиции противника  над позицией янской в качестве ситуаций, благоприятствующих нападению, позволяет составить гексаграмму № 12 Пи (Упадок):

 

Гексаграмма Пи

----------     Начальная, нижняя триграмма — Земля (Кунь), предел инь, верхняя                      

----------     — триграмма Небо (Цянь), предел ян. Гексаграмма символизирует

                  разлад, невозможность реализации.   

----------    В этой ситуации благородный муж должен затаиться,

          дабы не стать жертвой ничтожных людей. Однако пятая и шестая девятки

          символизируют прекращение упадка и победу Великого человека. 

        Данная гексаграмма указывает, таким образом, что победу приносит

                выдержка и отсутствие открытого противоборства.

 

Иллюстрация

Однажды  — это случилось в середине IV в.до н.э., в эпоху Борющихся Царств —  правитель царства Ци собирался придти на помощь царству Чжао, на которое напало царство Вэй. Сунь Бинь, потомок знаменитого стратега  древности Сунь У, сказал тогда полководцу Тянь Цзи, которому поручили возглавить армию Ци:

“Когда нужно распутать узел, не следует изо всех сил тянуть за веревку. Когда тренируют боевых петухов, их не стравливают друг с другом. Когда нужно снять осаду, то будет лучше не входить туда, где и так уже много войск, а пойти в то место, где их нет. Поскольку лучшие вэйские воины сейчас находятся в землях Чжао, царство Вэй само осталось без защиты. Поэтому я предлагаю осадить столицу Вэй, и тогда вэйские войска сами уйдут из Чжао, чтобы спасти собственное царство”.

Тянь Цзи последовал совету Сунь Биня. Когда вэйская армия получила известие о том, что войско Ци осадило столицу Вэй, она тут же поспешила на помощь осажденной столице. Армия же Ци заняла выгодные позиции на пути следования вэйского войска и без труда нанесла сокрушительное поражение воинам Вэй, которые были многочисленны, но утомлены долгим походом. Так было спасено царство Чжао.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Стратагема третья

                           Воспользовавшись чужим ножом, убить человека

 

С врагом все ясно, а насчет друга нет уверенности.

Используй друга, чтобы убрать врага,

А сам не применяй силы.

 

Толкование:

Намерения врага уже очевидны, но третья сила вступает в борьбу. Нужно воспользоваться силой этого третьего, чтобы одержать верх над врагом.

 

Смысл гексаграммы по “Книге Перемен”:

“Сие проистекает из гексаграммы Сунь”.

 Гексаграмма № 41 Сунь (Убыль) имеет внизу триграмму “Озеро”, символизирующую подданных, а вверху — триграмму “Гора” — символ правителя.

Комментарий гласит: “Тот, кто вверху (правит), приобретет. Тот, кто внизу, потеряет”. Эта конфигурация черт указывает на покорность подданных и благоприятные условия для действий правителя.  Гексаграмма разрешается

Гексаграмма Сунь   гармоническим сочетанием пятой иньской (“изначальное       

---------                       счастье”) и шестой янской (“приумножение”) черт, являющим

                            некий символ семейной гармонии.

  

  

--------

--------

Иллюстрация

В древней летописи “Янь-цзы чунь-цю” (“Весна и осень господина Яня”) есть рассказ о том, как Ян-цзы, советник правителя царства Ци, решил однажды отомстить трем военачальникам, которые не оказали ему при встрече должных почестей.

Сначала он уговорил правителя послать к этим трем воинам гонца с двумя персиками, и гонец объявил всем троим: “Пусть персики достанутся самому доблестному из вас”.

Тогда эти три военачальника стали меряться своими подвигами.

Один из них, по имени Гуньсунь Цзе, сказал: “Однажды я голыми руками одолел дикого кабана, а в другой раз — молодого тигра. Мне, несомненно, полагается персик”. И он взял себе один из двух персиков, лежавших в корзинке гонца.

Потом встал второй воин — его звали Тянь Кайцзян — и сказал: “Я дважды сумел обратить в бегство целое войско врагов, имея в руках лишь меч. Я тоже заслужил персик!” И Тянь Кайцзян взял себе второй персик.

Когда третий военачальник — его звали Гу Ецжы — увидел, что ему не досталось персика, он гневно сказал:

“Когда я однажды переправлялся через Хуанхэ, сопровождая нашего повелителя, огромная водяная черепаха утащила под воду моего коня. Я нырнул под воду, пробежал по дну сотню шагов против течения, догнал черепаху, убил ее и спас свою лошадь.  Когда я вынырнул из воды, держа в левой руке лошадиный хвост, а в правой — голову черепахи, люди на берегу приняли меня за бога реки. За такой подвиг я тем более заслуживаю персика. Так что же, вы так и не отдадите мне персик?”

С этими слова Гу Ецзы выхватил меч и взмахнул им над головой.  Его товарищи, устыдившись своего поступка, воскликнули:

“Конечно, наша храбрость не идет ни в какое сравнение с твоей. Присвоив себе персики, мы покрыли себя позором, и теперь только смерть сможет искупить его”. Сказав это, они оба положили персики обратно в корзинку, обнажили мечи и перерезали себе горло.

Увидев, что оба его друга погибли, Гу Ецзы почувствовал себя виноватым и сказал:

“Если оба мои товарища погибли, а я живу, то я поступаю противно человечности. Если я тоже не умру сейчас, то покрою себя несмываемым позором.  А кроме того, если бы мои товарищи поделили между собой один персик, они получили бы достойную для себя долю, и я мог бы взять себе оставшийся персик”.

С этими словами он тоже перерезал себе горло.

Когда царю доложили, что все три военачальника мертвы, он приказал похоронить их по чину, установленному для доблестных воинов. 

 

 

 

                                                    Стратагема  четвертая

                                        Спокойно ждать, когда враг утомится

 

Силы, связывающие врага,

Проистекают не из открытого противоборства.

 

Толкование:

Сия хитрость заключается в том, чтобы поставить противника в невыгодное для него положение. В книге по воинскому искусству Сунь-цзы говорится:

“Тот, кто первый занимает поле боя, обладает преимуществом покоя. Тот, кто подходит позже, должен тотчас вступать в бой, уже утомившись в походе. Поэтому мудрость полководца состоит в том, чтобы привлечь неприятеля на место, которое он выбрал сам, и не позволить неприятелю завлечь его в выгодное ему место”.

Сунь-цзы говорит о войсках, а здесь говорится о  силе обстановки. Смысл сего приема заключается не в том, чтобы завлекать врага в неблагоприятное для него место и там поджидать (1) его, а в том, чтобы:

простым действием добиться контроля над сложной обстановкой;

отсутствием маневра отвечать на маневры неприятеля;

малыми переменами отвечать на большие перемены в действиях неприятеля;

неподвижностью отвечать на движения неприятеля;

маленьким движением отвечать на большие движения неприятеля.

Одним словом, быть по отношению к противнику осью, которая управляет колесом.

 

(1) Иероглиф “дай”, входящий и в название данной стратагемы, имеет также значение “противостоять”, “давать отпор”.

 

Смысл гексаграммы по “Книге Перемен”:

 “Сильный теряет, слабый приумножает”.

  Здесь цитируется афоризм из комментария все к той же гексаграмме гексаграмме Сунь — Убыль. Внизу две девятки завершаются шестеркой, что ознаает потерю силы. Вверху две шестерки завершаются девяткой: приращение слабости. Так мягкость и уступчивость в конечном счете — т.е. в завершающей фазе гексаграммы — приводят к победе.

 

 

Иллюстрация

В 342 г. до н.э. царство Вэй напало на царство Хань. Последнее призвало на помощь правителя Ци. Командующие циской армией Тянь Цзи и Сунь Бинь сразу же повели свое войско на столицу вэйского царства. Когда командующий вэйским войском узнал об этом, он немедленно повел своих воинов обратно в Вэй. Когда вэйская армия подошла вплотную к войску Ци, Сунь Бинь сначала изобразил отступление. В первый день его армия оставила после себя сто тысяч кострищ, во второй пятьдесят тысяч, а в третий — только тридцать тысяч. Командующий вэйский армией решил, что в войске Сунь Биня началось массовое дезертирство, поэтому он оставил отдыхать тяжеловооруженную конницу и двинул вперед только пехоту. За один день его воины делали два дневных перехода. Сунь Бинь подсчитал, что на следующий день вэйская армия достигнет городка, носившего название Малин. Там он и устроил засаду и в коротком бою, как и задумал, без труда разгромил вэйскую армию.  Главнокомандующий циской армией Пан Цюань покончил с собой на поле боя.

 

 

 

 

 

                                                               Стратагема  пятая

                                       Среди пожара учинить грабеж

 

 

Если враг понес большой урон,

Воспользуйся случаем — извлеки пользу для себя.

 

 

Толкование

Если враг повержен внутри, захватывай его земли.

Если враг повержен вовне, завладей его народом.

Если поражение внутри и снаружи, то забирай все государство.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Сильный навязывает свой закон слабому”.

Данной стратагеме соответствует гексаграмма № 43 Гуай — Выход (см. с. 00). Внизу — триграмма Творчество, вверху — триграмма Озеро. Пять янских черт подавляют единственную иньскую черту. Гексаграмма описывает ситуацию решительного действия и символизирует победу  благородного мужа над ничтожными людьми. Вместе с тем присутствие в завершающей стадии гексаграммы сильной (ибо находящейся на шестой позиции) иньской черты напоминает о том, что устранение тайного сопротивления требует необычайной воли и выдержки. Сама по себе эта шестая черта как бы перевертывает всю ситуацию в гексаграмме и потому воплощает некое несчастье. Китайская история иногда дает странные подтверждения науке гексаграмм: в 705 г. пять (sic!) сановников составили заговор и низложили императрицу У Цзэтянь, узурпировавшую власть. Однако при дворе остался племянник низложенной императорицы (воплощения сильной иньской черты!),  который со временем сумел отстранить от власти пятерых заговорщиков и сделать своего сына наследником престола. 

 

Иллюстрация

В VI в. до н.э. два южнокитайских царства, У и Юэ, враждовали друг с другом. Однажды юэский царь Гоу Цзянь потерпел сокрушительное поражение и потерял все свои земли. Много лет Гоу Цзянь ждал случая отомстить царю У. Наконец, погиб талантливый военачальник У, и к тому же в землях У началась засуха, а сам правитель покинул страну, чтобы нанести визит соседнему правителю. Гоу Цзянь тут же напал на ослабевшее царство У со всеми своими силами и захватил его целиком.

 

Дополнительные высказывания:

В книге “Сунь-цзы” сказано: “Когда враг разгромлен, нужно добиться полной победы над ним”.

“В случае успеха ты — царь; в случае неудачи ты — разбойник” (Китайская пословица).

 

                                               Стратагема  шестая

                            Подняв шум на востоке, напасть на западе

 

Дух неприятеля и его ряды пришли в замешательство.

Вот благоприятный момент для внезапного нападения.

 

Смысл гексаграммы по “Книге Перемен”:

 “Внизу — Земля, вверху — Озеро”.

Эта стратагема определяется гексаграммой № 45 Цуй (Воссоединение). Гексаграмма являет образ водоема, возникшего в углублении земли. “Правитель должен держать оружие наготове, чтобы побороть волнующуюся стихию”. Здесь четвертая и особенно сильная пятая янские черты одерживают верх над иньской стихией (врагом в состоянии замешательства). Однако ситуация воссоединения отчасти исчерпывает себя в верхней иньской черте, которая, согласно разъяснению, несет “жалобы и стоны”. Тем не менее общая благоприятная ситуация позволяет

Гексаграмма Цуй       трактовать “жалобы и стоны”, соответствующие верхней

                              черте, и как уловку, помогающую еще больше сбить с толку

--------                           противника.

--------

  

  

  

 

Иллюстрации

 

                                                                       1.

При ханьском императоре Цзин-ди (середина II в. до н.э.) семеро удельных правителей подняли мятеж и напали на верного императору военачальника Чжоу Яфу. Тот укрылся за стенами крепости. Когда осаждавшие предприняли атаку на юго-восточный угол крепости, Чжоу Яфу приказал направить основную часть его войска к северо-западному углу и не ошибся: вскоре основные силы осаждавших действительно напади на северо-западную башню крепости, но ничего не добились.

 

                                                                       2.

В конце правления династии Поздняя Хань (конец II в.) вспыхнуло восстание Желтых повязок. Ханьский военачальник Чжу Цзюнь осадил город Юань, в котором укрылся отряд Желтых повязок. Чжу Цзюнь сначала повелел насыпать перед городской стеной высокий земляной вал, чтобы можно было следить за перемещением осажденных в городе. Затем он приказал бить в боевые барабаны и предпринять ложное наступление с западной стороны города. Увидев с земляного вала, что Желтые повязки бросились на защиту западной стены города, он напал с основными силами на восточную часть города. Так он смог захватить город без больших потерь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               РАЗДЕЛ    ВТОРОЙ

                        СТРАТАГЕМЫ СРАЖЕНИЙ ПРИ РАВНОВЕСИИ СИЛ

 

                              

                                                              

                                                               Стратагема   седьмая

                                          Из ничего сотворить  что-то 

 

Искусство обмана состоит в том, чтобы сначала обмануть, а потом не обманывать.

Когда не-обман кажется обманом — это обман истинный.

Сначала маленький обман, потом большой обман, потом настоящий выпад. (1)

 

 (1)  В тексте буквально: “Малое инь, великое инь, великое ян”. Инь в данном случае означает иллюзию, а ян — действительность.

 

Толкование:

Когда нет ничего, а показываешь, что как-будто обладаешь чем-то —

это и есть обман.

 Однако же всякий обман не держится долго и легко распознается.

Поэтому несущее не может все время быть несущим.

Если же из ничего сотворить что-то, тогда обман станет действительностью, пустое станет содержательным.

Посредством несуществующего нельзя победить врага. Сотвори из него нечто сущее — и враг будет повержен.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

В оригинале соответствующая гексаграмма не указана, но комбинация “малого инь, великого инь и великого ян” дает гексаграмму № 42 И (Приумножение), которая означает: “Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую реку”.  Внизу — триграмма Гром, вверху — зеркально подобная ей триграмма           

Гексаграмма И   Ветер. Первоначальный импульс (первая девятка) после ряда

---------                  метаморфоз находит завершение в двух верхних янских чертах,

---------                  из которых пятая черта символизирует само Небо, высшую точку

                      подъема. Взаимобратимость черт в обеих триграммах — знак

                      высшей гармонии. В терминах военного искусства гексаграмма

                      знаменует следующий процесс: первичное, ложное движение

---------                  противник принимает за подлинное и расслабляется (чему символ

                              — три подряд иньских черты), после чего наносится решительный

                              удар.

 

 

Иллюстрация

В середине VIII в., при династии Тан, военачальник Ань Лушань поднял мятеж против императора Сюань-цзуна. Союзник Ань Лушаня, генерал Линху Чжао осадил город Юнцю, в котором укрылся с небольшим отрядом верный императору генерал Чжан Сюнь. Последний приказал своим воинам сделать из соломы тысячу кукол в человеческий рост и каждую ночь спускать их наружу с городской стены. Осаждавшие город воины решили, что это спускаются защитники города, и обрушили на кукол град стрел, которые застряли в соломе. Тогда Чжан Сюнь приказал поднять кукол на стену и таким образом добыл несколько тысяч стрел.

Позже Чжан Сюнь приказал спуститься с городской стены настоящим воинам. Лихун Чжао решил, что Чжан Сюнь и на этот раз спускает вниз кукол, надеясь еще добыть стрел, и запретил своим воинам стрелять. Вышло же так, что отряд добровольцев из войска Чжан Сюня числом в пятьсот человек стремительно напал на лагерь Лихун Чжао и, воспользовавшись замешательством среди осаждавших, обратил их в бегство.

 

Дополнительные высказывания:

 

“Сунь-цзы”: “Искусство полководца — это искусство обманывать”.

 

Янь Биншан (XVI в.) говорит в своем трактате о воинском искусстве:

“Нет ничего важнее, чем знать, как обмануть неприятеля:

обмануть его своими приемами;

заставить его обмануться в его собственным приемах;

обмануть его, потому что он честен;

обмануть его, потому что он жаден;

обмануть его, потворствуя его невежеству;

обмануть его, потворствуя его хитроумию.

Можно предпринять ложную атаку, а потом нанести настоящий удар, заставив противника осознать свой промах, после чего обмануть его еще раз...”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Стратагема  восьмая

                                                     Втайне выступить в Чэньцян

 

Сначала выкажи наступательные действия.

Когда же противник, уверенный в своем превосходстве, ничего не предпримет в ответ, воспользуйся его пассивностью.

 

Толкование

На войне необычные действия должны прикрываться действиями, которые были бы обычными (в данной обстановке). Не предпринимая обычных действий, невозможно извлечь пользу и из необычных действий.

Не настилая для вида деревянные мостки, нельзя втайне выступить в Чэньцан.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Легкое движение — и триграмма Ветер”.

Данной стратагеме тоже соответствует гексаграмма № 42 И — Приумножение (см. с. 00).  Триграмма Гром символизирует быстрое движение, триграмма Ветер — движение мягкое и откликающееся первичному импульсу. Первое соответствует собственным действиям, второе — действиям противника.  Быстрый и гибкий маневр обеспечивает успех предприятия, пока противник находится в замешательстве и заблуждении. Взаимное соответствие всех шести черт знаменует подлинный смысл Перемен: вещи, достигая своего предела, переходят в свою противоположность. Между третьей и четвертой чертами, в самом средоточии гексаграммы, присутствует точка покоя и пустоты и одновременно точка предельного обмана.  

 

 

Иллюстрации

                                                             1.

В начале II в. до н.э. полководцы Сян Юй и Лю Бан, боролись друг с другом за власть в Поднебесной. Однажды Лю Бан приказал своему сподвижнику Хань Синю напасть на войска Сян Юя, стоявшие в городке Чэньцан. Хань Синь первым делом послал своих воинов чинить сожженные мостки на дороге. Узнав об этом, командующий восками Сян Юя генерал Чжан Дань рассмеялся и сказал, что люди Хань Синя будут чинить эти мостки еще не один год. А тем временем Хань Синь тайно повел свои главные силы по другой дороге и внезапно напал на Чэньцан. Захваченный врасплох Чжан Дань покончил с собой.  

                                                          

                                                                       2.

В годы противоборства Трех царств — Вэй, Шу и У — военачальник царства Вэй  Дэн Ай разбил лагерь на берегу Белой реки. Через три дня полководец царства Шу Цзян Вэй приказал своему подчиненному Ляо Хуа вести войско на южный берег той же реки. Дэн Ай сказал: “Если бы Цзян Вэй хотел напасть на нас, то он осадил бы нас здесь и, имея большой численный перевес, напал бы на нас немедленно. Однако же он не проявляет никакого движения. Я думаю, что он собирается отрезать нас с тыла и поставил здесь Ляо Хуа только для того, чтобы удерживать нас здесь”.

Дэн Ай отправил свои основные силы в тыл, и его войско вскоре действительно застало армию Цзян Вэя, пытавшуюся переправиться через реку, чтобы зайти в тыл Цзян Вэю.

Так Дэн Ай сумел разгадать попытку применения противником восьмой стратагемы, поскольку его отклонение от обычного способа действий было в данном случае очень заметным.                                                             

 

Дополнительные высказывания из книги “Сунь-цзы”:

 

Что обеспечивает войску победу при нападении на врага, так это умелое сочетание обычного с необычным.

Вообще говоря, в военных действиях обычное играет вспомогательную роль, победы же добиваются благодаря необычному.

 

 

 

 

 

 

                                               Стратагема  девятая

                         С противоположного берега наблюдать за пожаром

 

Пусть  стане врага назревает разлад и растет неотступно смута.

Нужно держаться от этого вдалеке и ждать, когда наступит крах. (1)

Взаимные распри и взгляды, полные ненависти,

Верный знак того, что враг сам себя погубит.

 

(1) Данное изречение буквально гласит: “Ян  усугубляет расстройство, инь позволяет дождаться открытого бунта”.

 

 

Толкование

Когда дух разлада воцарился во вражеском стане,

Легкого нажима достаточно для того, чтобы повергнуть врага.

Отойти назад и держаться в стороне — значит дать смуте разрастись самой.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Претворяй следование, чтобы придти к деянию”.

Эта фраза взята из комментария к гексаграмме № 16  Юй (Вольность), которая означает: “Благоприятно возведение князей и движение войск”.

Внизу — триграмма Земля (покой, потенция, мягкость), вверху — триграмма Гром

Гексаграмма Юй   (сильный первичный импульс, распространение без усилий).

                          Земля как предел покоя, не будучи способной к самостоятель-     

                          ным действиям, приуготавливает сильный импульс, который     

--------                        распространяется совершенно вольно, не зная преград. Сво-    .

                           бодное самораскрытие проистекает из уединения и сокрыто-

                           сти. Главным качеством мудрого и здесь предстает терпение

                           и настойчивость.  Иньские черты здесь обозначают деятель- 

                                    ную пассивность мудрого, умеющего выжидать “благоприятный момент для возведения князей” и не предпринимающего суетных действий. Единственная янская черта организует вокруг себя все пять иньских черт.

В воинском искусстве Китая эта гексаграмма, как считалось, обозначала принцип “атаки посредством огня”.

 

Иллюстрации 

 

                                                           1.

В эпоху Борющихся Царств государства Хань и Вэй воевали друг с другом. Правитель царства Цинь хотел вмешаться в их усобицу и спросил совета у своего военачальника Чэнь Чжэня. Тот ответил государю: “Знаете ли вы историю о том, как Бянь Чжуанцзы охотился на тигра? Однажды он увидел двух тигров, которые пожирали буйвола.  Он уже вынул из-за пояса свой меч, чтобы напасть на тигров, но его спутник по имени Гуань Чжуцзы схватил его за руку и сказал: “Эти два тигра еще только приступили к трапезе. Подожди, пока алчность сполна разгорится в них. Тогда они начнут драться между собой, большой тигр загрызет маленького, но и сам ослабеет в бою. Тогда ты сможешь без особого труда добыть сразу двух тигров”.

Бянь Чжуанцзы послушался совета и, спрятавшись за камнем, стал наблюдать за тиграми. Через некоторое время они действительно подрались, и большой тигр загрыз маленького. Тут Бянь Чжуанцзы выскочил из-за камни и убил большого тигра, обессилевшего в схватке.

Царства Хань и Вэй воюют друг с другом уже целый год. Сильное царство Вэй непременно одолеет маленькое Хань, но и само потерпит урон в этой войне. Вот тогда можно булет воспользоваться благоприятным случаем и захватить сразу оба государства.

В конце концов так и вышло.

 

                                                           2.

В эпоху Троецарствия правитель северного царства Вэй Цао Цао сошелся со своим противником Сунь Цюанем, владевшим Южным Китаем в местечке Красная Стена на реке Янцзы.  Полководец третьего царства Шу Чжугэ Лян сумел убедить неопытного в сражениях на воде Цао Цао сцепить свои корабли так, чтобы воины Цао Цао могли бы переправиться по ним на другой берег. Между тем Сунь Цюань, воспользовавшись южным ветром, поджег корабли Цао Цао и уничтожил весь вэйский флот. Что же касается Чжугэ Ляна, то он вместе с правителем Шу Лю Бэем наблюдал за битвой и пожаром с противоположного берега Янцзы, после чего правитель Шу смог воспользоваться плодами этой битвы для укрепления своих позиций.

Этот эпизод войны Трех Царств и дал название данной стратагеме.

 

Дополнительное высказывание:

“Сидя на вершине горы, наблюдать за схваткой двух тигров” (Китайская пословица).

 

 

 

 

                                               Стратагема  десятая

                                             В улыбке прятать нож

 

Добивайся доверия противника и внушай ему спокойствие;

тогда осуществляй свои скрытые планы.

Подготовив все, как подобает, нападай без колебаний

И не давай врагу опомниться.

 

Толкование

В книге “Сунь-цзы” сказано: “Если противник держится робко, но ведет приготовления, значит последует нападение. Если он предлагает заключить мир без предварительной договоренности  значит он определенно задумал подвох”.

Поистине, льстивые речи и обходительные манеры врага  суть внешние признаки замыслов, сулящих гибель.

 

Смысл гексаграммы по “Книге Перемен”:

 “Жесткий внутри, мягкий снаружи”.

“Мягкое снаружи и жесткое внутри” — это обозначение триграммы Вода. Две триграммы Вода составляют гексаграмму  № 29 Си Кань, что на русский язык переводится как Двойная бездна или Повторная опасность. Пояснение к гексаграмме гласит: “Обладателю правды — свершение в сердце. Будет одобрение”.

                                            Две триграммы Вода одна над другой символизируют

Гексаграмма Си Кань      двойную опасность. Можно сказать, что перед нами образ

                                    благородного мужа, попавшего в окружение низких лю-

---------                                дей. Однако общая ситуация благоприятна для действия.  

                                    Вторая и пятая девятки указывают на присутствие твердо- 

                                    сти в мягкости. Из этой твердости характера рождается                                   ---------                                 неисчерпаемая добродетель. Мудрость же поведения в

                                   данной обстановке означала бы отвлечение внимания

противника на какой-либо отвлекающий маневр. Речь идет, однако, лишь о

подготовке действительного удара, который находится за рамками описываемой ситуации.        

 

Иллюстрация

В древности правитель царства Юэ Гоу Цзянь был наголову разбит правителем соседнего царства У Фу Чжаем. Поначалу Гоу Цзянь задумал было бежать вместе с остатками войска, но его советник Вэнь Чжун убедил его сдаться Фу Чжаю и, разыгрывая полную покорность, ждать удобного момента отомстить за поражение.

Фу Чжай, опьяненный победой, согласился принять у себя Гоу Цзяня вместе с его родичами и назначил поверженного царя смотрителем своей конюшни. Гоу Цзянь сам подводил Фу Чжаю коня и каждый раз благодарил его за оказанные им милости. Со временем Фу Чжай решил, что Гоу Цзянь и вправду стал его верным слугой. Он разрешил Гоу Цзяню вернуться на родину, где Гоу Цзянь спал на соломе и хворосте, чтобы не забыть о своих планах отмщения. С той же целью он ежедневно съедал за обедом кусок желчного пузыря. Одновременно он тайно готовил поход против царства У и однажды внезапно вторгся в уские земли и наголову разгромил войско Фу Чжая.

 

Дополнительные высказывания:

Конфуций сказал:

“Честные речи и любезный вид редко сочетаются в людях”.

“Тот, кто говорит красно, редко бывает человечен”.

 

 

                                               Стратагема  одиннадцатая

                                   Пожертвовать сливой, чтобы спасти персик (1)

 

Если обстановка не позволяет обойтись без потерь,

Нужно пожертвовать слабой позицией,

Чтобы еще больше укрепить сильную.

 

Толкование

В любом противоборстве обе стороны имеют слабые и сильные стороны.

Полная победа случается редко. А побеждает тот, кто сумеет наивыгоднейшим для себя образом выставить свои сильные стороны против слабостей противника.

Но есть еще секретный прием, который заключается в том, чтобы одолеть сильные стороны противника, используя собственные слабости.

 

Смысл гексаграммы по “Книге Перемен”:

Прямое указание в оригинале отсутствует, однако слова о “жертвовании слабой позицией (букв. инь) ради укрепления сильной (букв. ян) позволяют реконструировать пару соответствующих гексаграмм. Таковы уже известная нам гексаграмма № 41 Сунь (Убыль) и зеркально параллельная ей гексаграмма № 31 Сянь (Сочетание).

 

Гексаграмма Сунь                                                               Гексаграмма Сянь

---------                                                                                    

                                                                                      ---------

                                                                                   ----------

                                                                                   ----------

---------                                                                                  

---------                                                                                  

В гексаграмме Сунь внизу находится триграмма Озеро, вверху — триграмма Гора, в гексаграмме Сянь триграммы располагаются в обратном порядке. Следует учесть, что нижняя триграмма соответствует началу инь и собственным войскам, а верхняя триграмма — началу ян и войскам противника. Кроме того, Озеро в системе образов “Книги Перемен” обозначает также радость. Таким образом, фраза “отнять у инь, чтобы прибавить к ян” означает причинить себе ущерб для того, чтобы забрать радость от противника.  Вот почему комментарий к гексаграмме Сунь настаивает на сохранении веры в успех даже при больших потерях. Гексаграмма же Сянь означает “свершение, благоприятную стойкость, счастливый брак”.

 

Иллюстрации

                                                                      1.

В древности полководец Тянь Цзи часто заключал пари с правителем царства Ци на бегах, делая крупные ставки, и все время проигрывал. В то время бега состояли из трех заездов разных лошадей из одной конюшни, а сами лошади делились на три категории: хорошие, средние и плохие.

Однажды знаменитый полководец Сунь Бинь пришел на бега вместе с Тянь Цзи. Он посоветовал Тянь Цзи сначала выставить  плохую лошадь против хорошей лошади из царской конюшни, хорошую лошадь против средней царской лошади и, наконец, среднюю лошадь против плохой царской лошади. 

Тянь Цзи последовал этому совету и в итоге один раз проиграл, — когда его плохая лошадь состязалась с хорошей лошадью царя —  но зато два остальных раза выиграл и сорвал большой куш.

В данном случае “пожертвовать сливой ради спасения персика” означало пожертвовать плохой лошадью, выставив ее против лучшей лошади противника, но обеспечить себе победу в двух других заездах. Напротив, если бы Тянь Цзи выставил лошадей в соответствии с их классом, то он, обладая в целом худшими лошадьми, нежели сам правитель, потерпел бы поражение во всех трех разрядах.

 

                                                                       2.

В 317 г. до н.э войско царства Цинь вторглось в слабое государство Хань. Когда ханьский правитель обратился за советом к своему военачальнику Гун Чжунмину тот ответил словами народной песни: “Сливовое дерево засыхает вместо персикового”. Царь не понял намека, и тогда Гун Чжунмин разъяснил, указав на два дерева, росшие в саду перед царским дворуом:  “Допустим, маленькое дерево —  это персик, а большое — слива. На персиковое дерево внезапно напали насекомые, Если хочешь его спасти, нужно убедить насекомых напасть вместо персикового дерева на сливовое”.

Царь понял план Гун Чжунмина и отправил посла в Цинь, который заключил с циньцами военный союз против царства Чу, отдав Цинь один большой город на ханьских землях. В ответ царь Чу применил ту же стратагему против Хань. Он послал к ханьскому царю гонца с богатыми подарками и убедил того заключить с Чу союз против Цинь. В ответ войска Цинь вновь напали на Хань, а правитель Чу намеренно не высылал ханьцам подкрепления и дождался полного разгрома ханьских войск и превращения Хань в один из уделов Цинь. Так царство Хань было принесено в жертву ради сохранения царства Чу.

 

1) Название данной стратагемы восходит к древней народной песне “Кричит петух”, где есть такие слова:

“Персиковое дерево растет у колодца,

Сливовое дерево растет рядом с ним.

Вот пришли муравьи и грызут корни персика,

Но слива жертвует собой ради персика.

Если даже деревья жертвуют собой ради друга,

То разве может брат забыть родного брата?”

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Стратагема двенадцатая

                                    Увести овцу, попавшуюся под руку

 

Даже малейшую слабость

Непременно нужно использовать.

Даже малейшую выгоду

Ни в коем случае нельзя упускать.

Маленькая слабость противника —

Это маленькое преимущество у меня. (1)

 

(1) В тексте буквально: “Малое инь — малое ян”.

 

Толкование:

Когда большое войско производит маневр, в его позиции возникает множество слабых мест.

Из этих слабостей нужно извлекать выгоду, не ввязываясь в открытый бой.

Этот принцип годится и там, где вы одерживаете победу, и там, где вы терпите поражение.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

Ключ к преобразованию данной стратагемы в гексаграммы дает последняя фраза первичного афоризма, которая  буквально означает:  “малое инь — малое ян”. Надставив к “малому ян” обе черты, мы получаем гексаграмму № 55 Фэн (Изобилие). Надставив же обе черты к малому инь, мы получаем гексаграмму № 48 Цзинь (Колодец):

 

Гексаграмма Фэн                                                                            Гексаграмма Цзинь

                                                                                                      

   — *                                                                                            -------- *

--------            *                                                                                               — *

--------                                                                                                          --------

   *                                                                                            -------- *

-------- *                                                                                              — *

 

Гексаграмма Фэн означает: “Свершение. Царь близок к нему. Нет беспокойства. Солнцу надлежит быть в зените”. Таким образом, гексаграмма Фэн символизирует могущество и величие правителя, находящегося в зените славы. Солнце в зените дарит свое тепло всему живому, но, утратив меру, оно способно вызвать засуху. Во всяком случае оно не задерживаете в зените долго: изобилие не может продолжаться долго, оно уже таит в себе семена опасности.

Внизу триграмма Огонь: мягкое внутри жесткого. Вверху триграмма Гром: действенный импульс. Соединение этих триграмм указывает на широкомасштабное и очевидное действие: таков маневр противника, уверенного в своих силах.

Между тем триграмма Огонь в гексаграмме Фэн преобразуется в триграмму Ветер гексаграммы Цзинь. Ветер способен проникнуть в любую щель. Так небольшая опасность для противника, на которую указывает гексаграмма Фэн, должна быть нами использована с гибкостью ветра. Имеются в виду маленькие отвлекающие маневры. Между тем расположение черт в гексаграмме Цзинь указывает на то, что неприятель по-прежнему склонен предпринять широкомасштабные действия. Верхняя иньская черта в гексаграмме Цзинь указывает на пассивность противника в заключительной фазе сражения. Эта черта соотносится с третьей девяткой, символизирующей наш собственный маневр. Связь шестой и третьей черт выражает идею “увода” чужих сил собственным войском.

 

Иллюстрация

В эпоху Борющихся Царств правитель царства Вэй начал войну против царства Чжао, и очень скоро могучее вэйское войско осадило столицу Чжао город Ханьдань. Правитель Чжао обратился за помощью к царю южного государства Чу, но тот лишь для видимости послал небольшую армию в чуские земли. Через несколько месяцев армия Вэй смогла взять штурмом столицу Чжао. Тут же соседнее царство Ци выслало войско против Вэй, и вэйская армия, истощенная длительной осадой Ханьданя, потерпела сокрушительное поражение от цисцев, применивших стратагему: “В покое ждать утомленного врага”. Воспользовавшись тем, что и Вэй , и Чжао были истощены войной, чуская армия оккупировала часть чжаоских земель. Так правитель Чу с успехом применил стратагему “Увести овцу, попавшуюся под руку”.

 

 

 

                        Раздел  третий.  Стратагемы наступательных сражений

                       

                                               Стратагема  тринадцатая

                                    Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

 

Удар, нанесенный наудачу, позволит выяснить истинное положение дел.

Обдумай последствия этой пробы — и приступай к решительным действиям.

 

Толкование:

Противник не раскрывает своих сил —

Значит, он задумал какую-то хитрость.

Тут нельзя беспечно идти вперед.

Нужно искать, где таится опасность.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

 “Гексаграмма Фу — образ интриги”.

Гексаграмма № 24 Фу (Возврат) означает: “Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет. Вернешься обратно на свой путь. ерез семь дней — возврат”.

Гексаграмма Фу         В гексаграмме Фу лишь одна первая черта янская, а остальные

                              иньские. Тем самым она знаменует начало возвращения к

                              светлому началу, пока еще сокрытому в стихии инь. Не слу-

                              чайно она соответствует 11-му месяцу китайского календаря,

                               на который приходится зимнее солнцестояние, т.е. поворот к

                               свету и теплу. С точки зрения триграмм гексаграмма Фу

--------                             являет образ Грома, сокрытого в Земле, т.е. активного импульса, схороненного в глубине покоя. Заметим, что в древности в день зимнего солнцестояния полагалось сидеть взаперти и не заниматься делами. 

Описанная ситуация предполагает, таким образом, бдительное ожидание при наличии некоего первичного импульса к действию. Не следует, однако, строить слишко далеко идущие планы, поскольку импульс слишком слаб, чтобы обеспечить длительный процесс; достаточно ограничиться осторожной разведкой. В комментарии к первой черте сказано: “возвращение не издалека”. Вместе с тем подобная кажущаяся пассивность помогает завоевать доверие противника и заставить его выдать свои намерения.

 

Иллюстрации

                                                          

                                                                       1.

После смерти императора Цинь Шихуана, объединившего под своей властью весь древний Китай, дворцовый концертмейстер Чжао Гао организовал заговор, в результате которого на трон взошел младший сын умершего властителя. Засим Чжао Гао захотел избавиться и от своего ставленника. Но прежде чем приступить к активным действиям, он решил проверить настроение людей из императорской свиты, которые могли помешать осуществлению его планов.

Он подвел к императору оленя и сказал:

— Позвольте, ваше величество, преподнести вам этого коня.

— Мне кажется, что вы ошибаетесь. Я вижу перед собой оленя, почему же вы говорите о коне? — ответил со смехом император.

Однако Чжао Гао продолжал утверждать, что дарит государю лошадь.

Тогда позвали советников императора и спросили их мнение. Некоторые предусмотрительно отмолчались, иные же согласились с тем, что Чжао Гао действительно подносит в дар императору лошадь.

Впоследствии Чжао Гао под разными предлогами расправился с теми придворными, которые не согласились открыто с его мнением. После этого весь двор жил в страхе перед Чжао Гао.

 

                                                                       2.

Во времена правления ханьского императора Сюань-ди (I в. до н.э.) сановник Инь Вэнгуй, будучи правителем области Дунхай, постановил производить казни за особо тяжкие преступления во время ежегодных собраний чиновников области. Причиной этого было желание “одной казнью предостеречь от преступления сотни людей”. Инь Вэнгуй даже собственными руками казнил великого злодея Сю Чжунсуня, которого не решались покарать прежние правители области. Многие служилые люди, присутствовавшие при казни, были так напуганы, что отказались от своих преступных замыслов. Летописи сообщают, что после этого “в Дунхае царили мир и спокойствие”.

 

 

 

           

 

                                               Стратагема четырнадцатая

                                      Занять труп, чтобы вернуть себе жизнь

 

Когда можешь действовать для себя, не давай себя использовать.

Когда не можешь ничего поделать, старайся чем-нибудь воспользоваться.

Пользуйся тем, кто не может действовать, так, чтобы он служил тебе.  

 

Толкование:

Когда наступает время назначения преемника, со всех сторон выдвигают на престол  отпрыска прервавшейся ветви царствующего дома. Таков смысл приема: “Занять труп, чтобы вернуть себе жизнь”. (1)  Таковы же войны, которые ведутся  от имени чужого человека.

 

(1) Имеется в виду, что нелигитимный правитель будет покорным исполнителем воли тех, кто привел его к власти.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Не я ищу юношей, а юноши ищут меня”.

Здесь цитируется главный афоризм гексаграммы № 4 Мэн (Недоразвитость).

                                        Данная гексаграмма выражает отношения между незрелым                                          юношей (учеником, несовершеннолетним прави-          

Гексаграмма Мэн        телем) и старшим — учителем или регентом. Незрелость в

--------                                        данном случае обозначается первой иньской чертой.

                                Внизу находится триграмма Вода, обозначающая податли-

                               вость, но также опасность и ловушку. Вверху — триграмма

                               Гора, обозначающая правителя, высшую прочность. Ключ

--------                                        к пониманию гексаграммы дает соотношение между второй

                                янской и пятой иньской чертами. Оно сообщает, что иници-

атива принадлежит младшему, обладающему в действительности большей властью. Однако старший (пятая иньская черта) благодаря своей мудрой пассивности способен использовать силу младшего в своих интересах и в конце концов преобразить свою видимую слабость в могущество. И действительно: верхняя янская черта знаменует, согласно коммунтарию, “удар по недоразвитости”. Ситуация разрешается путем резкого перехода старшего к активным действиям.

 

 

Иллюстрация

После смерти императора Цинь Шихуана трон унаследовал его младший сын Ху Хай, чье правление очень скоро вызвало многочисленные народные бунты. Среди восставших был сын военачальника из царства Чу Сян Лян и его племянник Сян Юй. По совету мудрого отшельника Фань Цзэна Сян Лян отыскал внука последнего чуского царя Хуая, который был обыкновенным пастушком, и провозгласил его царем Чу под именем его царственного деда. Реставрация чуской династии, пусть даже чисто формальная,  весьма воодушевила жителей бывшего царства Чу, которые как один поднялись на борьбу против циньского императора. Так Сян Юй расчистил себе путь к борьбе за императорский трон.

Аналогичным образом в конце правления династии Хань, когда в империи вспыхнули междоусобные войны, полководец Цао Цао привлек на свою сторону последнего ханьского императора и, действуя от имени совершенно беспомощного, но для всех законного государя, подготовил почву для воцарения собственной династии.

 

 

                                  

                                               Стратагема  пятнадцатая

                                            Вынудить  тигра  покинуть  гору

 

Дождись срока (1), когда противник устанет.

Используй кого-нибудь для того, чтобы заманить его в ловушку.

 

(1) В оригинале буквально: “положись на Небо”. В данном случае иероглиф “небо” означает все совокупность естественных, нерукотворных факторов существования. В этом смысле Небо часто противопоставляется в древней китайской литературе — как и в данном толковании стратагемы — миру “человеческого”, т.е. людским понятиям, мнениям, планам и т.п. В трактате “Сюнь-цзы” Небо названо в числе пяти важнейших факторов успеха стратега (четыре остальных — это Путь, Земля, Военачальники, Приемы.

 

Толкование:

В книге “Сунь-цзы” сказано: “Нападать на самые неприступные крепости — это плохая стратегия”. Тот, кто бросается на штурм хорошо защищенных позиций, обрекает себя на неминуемое поражение. Если противник имеет лучшие позиции, нельзя ввязываться в сражение с ним в этом месте.

Когда противник организовал прочную оборону, только соблазн большого приобретения может побудить его покинуть свои позиции.

Если же противник имеет кроме того преимущество в силе, нужно ждать, пока силы его не истощатся, и тогда победить его станет возможным, лишь собрав воедино все ресурсы — природные и людские”.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Уйдешь — будут препятствия. Придешь — вернешься к истине”.

Данная фраза взята из комментария к третьей черте гексаграммы № 39 Цзянь (Препятствие).

 

Гексаграмма Цзянь

  

--------

  

--------

  

  

 

Нижняя часть гексаграммы Цзянь представляет собой триграмму Гора, верхняя — триграмму Вода. Гора — символ покоя, самодостаточности, прочности. Вода, как образ твердости под покровом мягкости, есть символ опасности, ловушки, интриги. Ключевую позицию в гексаграмме занимает третья черта, обозначающая рубеж двух триграмм. Эта третья девятка символизирует прочность позиции нижней половины, каковая, согласно толкованию третьей девятки, есть “пространство внутреннего счастья”. Выходить за рубеж этого пространства или, говоря языком “Книги Перемен”,  “уходить” (данный термин обозначает движение от нижних к верхним чертам гексаграммы) было бы рискованно. Мудрый маневр в данном случае означал бы “возврат” к нижним иньским чертам, т.е. сохранение все того же бдительного покоя, что побудит противника обнаружить себя (ибо в нем присутствует янская черта и, следовательно, у него даже больше сил);  перейдя же в нападение, он растеряет преимущества своей позиции.

 

Иллюстрация                                                                     

В древности, в конце правления династии Хань, восстали племена цян, обитавшие на западных границах империи.  Местный правитель по имени Юй Сюй попытался усмирить цянов, но те раз за разом наносили поражения его войскам. Юй Сюй с тремя тысячами воинов был вынужден отойти в ущелье Чэньцан. Там он приказал устроить укрепленный лагерь. Тем временем десятитысячное войско цянов перекрыло все выходы из ущелья.

Оказавшись в безвыходном положении, Юй Сюй применил военную хитрость. Он приказал своим воинам кричать: “О воины цян! Мы отправили к императору гонцов с просьбой о помощи. Как только подойдет подкрепление, мы будем с вами сражаться!”

Цяны поверили этим угрозам и решили, не дожидаясь прихода ханьских войск, заняться грабежом соседних долин. Когда Юй Сюй увидел, что цяны отходят, он тотчас бросился в погоню. При этом на привалах он каждый раз приказывал удваивать число кострищ. Цяны решили, что Юй Сюй постоянно получает подкрепления и решили спешно вернуться в свои исконные места обитания. Узнав от разведчиков, что цяны в беспорядке отступают, Юй Сюй напал на цянов и разгромил их наголову.

Так Юй Сюй сумел успешно выманить сильного неприятеля (т.е. “тигра”)  из “горы” (т.е. заставить цянов покинуть выгодные позиции).

 

Дополнительные высказывания:

“Когда тигр или леопард покидает свое логово и приближается к людям, он становится добычей людей. Пока же тигр или леопард остаются в своем логове, он сохраняет свою силу”. (“Гуань-цзы”)

“Тигр побеждает собаку с помощью когтей и клыков. Если отнять у тигра его когти и клыки и отдать их собаке, то тигру придется подчиниться собаке”. (“Хань Фэй-цзы”)

 

 

                                               Стратагема  шестнадцатая

                                     Если хочешь схватить, прежде дай отойти

 

Теснимый противник будет еще сражаться.

Противник, имеющий пути для бегства, сражаться не будет.

Нужно преследовать его, не давая ему передышки,

Но и не тесня его чрезмерно.

Когда силы противника иссякнут,

Его воля сражаться исчезнет.

Когда же вражеская армия рассеется,

Ее можно пленить, даже не замочив в крови оружие.

 

Толкование:

Позволить противнику бежать не означает отпустить его. Нужно его преследовать, оставаясь на некотором отдалении от него. Сказано: “Преследуй плотно, но не тесни” (“Сунь-цзы”).  Не теснить здесь не означает отказа от преследования, просто нельзя вынуждать противника к бою.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Необходимость ждать. Обладателю правды — свершение”.

Эти слова взяты из афоризма к гексаграмме № 5  Сюй (Необходимость ждать).

 

Гексаграмма Сюй

  

--------

  

--------

--------

--------

Как и в предыдущем случае, стратег стоит здесь перед опасностью или ловушкой, символизируемой триграммой Вода. Одна на сей раз его позиция (обозначаемая триграммой Небо, или Созидание) очень сильна и имеет явное превосходство над позицией противника. Тем не менее наличие скрытой угрозы и здесь побуждает стратега не спешить пожинать плоды своей победы, но дождаться благоприятного момента для нанесения решающего удара. Эта необходимость проистекает из присутствия пятой иньской черты. В данном случае янская чнрта находится на своем месте (на пятой позиции) и поэтому символизирует стойкость и искренность. Это означает, что противник, оказавшись в безвыходном положении, будет сражаться до конца. Поэтому следует предоставить ему возможность отойти (“отпустить” его) для того, чтобы без усилия добиться полной победы над ним.

 

Иллюстрация

В эпоху Троецарствия (первая половина III в.) правитель северного царства Вэй уговорил вождя варварских племен Юго-Запада Мэнхо поднять мятеж против главного соперника Вэй — западного царства Шу-Хань. Знаменитый полководец Шу Чжугэ Лян выступил против Мэнхо, но поставил своей целью овладеть не просто землями, но самим сердцем южных варваров. Сначала он поодиночке разбил союзников Мэнхо, но вместо того, чтобы казнить мятежников, великодушно отпустил их на на свободу. Затем он взял в плен самого Мэнхо, но отпустил и его. Мэнхо вновь начал военные действия против Чжугэ Ляна, снова попал в плен и снова был отпущен. Так продолжалось до семи раз. Чжугэ Лян прощал Мэнхо даже тогда, когда сподвижники мятежного вождя сами приводили его связанным к нему. Наконец, после того, как Мэнхо был взят в плен седьмой раз, он раскаялся в содеянном и поклялся Чжугэ Ляну в вечной покорности. С тех пор на южных рубежах царства Шу-Хань царил мир.

                                                

 

 

                                               Стратагема  семнадцатая

                                      Бросить кирпич, чтобы заполучить яшму

 

Обменять одну вещь на другую того же рода, но разной ценности

И получить большую выгоду.

 

Толкование:

Способов совершить выгодный обмен существует великое множество, но лучший из них —  выдать поддельное за подлинное, придав ему тот же вид и так возбудив в людях желание обладать этим.

Заманивать неприятеля взмахами флагов, боем боевых барабанов и гонгов — значит выдавать поддельное за подлинное.

Завлекать неприятеля, выставляя против него старых и малых или оставля ему свои запасы продовольствия — значит обменивать то, что ценится дешево, на то, что ценится дорого.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Удар по недоразвитости”.

Эта фраза представляет собой толкование верхней черты в уже известной нам гексаграмме № 4 Мэн (Недоразвитость).

Согласно толкованию Ю.К.Щуцкого,  эта шестая девятка обозначает “окончание недоразвитости. Здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то поступил бы по отношению к нему как захватчик, как “разбойник” (ибо в толковании сказано: “не благоприятно быть разбойником”). Здесь все дело в том, чтобы “давать снадобье в соответствии с болезнью”, чтобы разбить недоразвитость, которая, как “разбойник”, захватила ученика”.

Между тем верхняя триграмма, согласно традиции,  обозначает противника, и верхняя девятка соответствует основе его главной опоре. Как указывает ученый XI в. Чэн И, верхняя черта символизирует “предел непонимания”. Речь идет, таким образом, о нанесении удара по основным силам противника, не понимающего обстановки, с тем, чтобы перенять его могущество. На возможность нанесения такого провокационного удара указывает вторая девятка — символ собственной активности. Высокая же вероятность активных действий противника вытекает из присутствия трех подряд иньских черт, соответствующей затяжной паузе в наших действиях: противник неосторожно заполняет эту паузу — и теряет свои силы.

 

 

Иллюстрации

 

                                                                                1.                                                                   

В конце эпохи Борющихся Царств правитель государства  Цинь задумал напасть на царство Ци, но опасался союза Ци с царством Чу. Тогда он послал своего советника Чжан И в Чу с предложением передать чусцам большую территорию в обмен на военный союз с Цинь. Правитель Чу поверил Чжан И и обещал не нападать на Ци. В результате союзнические отношения между Ци и Чу прервались. Однако правитель Цинь вовсе не спешил выполнять свое обещание. В ответ на требования чуского царя передать ему обещанную область Чжан И ответил, что имел в виду лишь крохотный удел, которым он владел сам. В гневе царь Чу пошел войной на Цинь, но потерпел поражение. С тех пор Чу растеряло всех своих союзников.

В этой истории “кирпичом” было лживое обещание дара, а “яшмой” — изоляция Чу, которая привела к резкому усилению Цинь.

 

                                                                                  2.

Рассказывают, что когда поэт эпохи Тан Чжао Гу приехал в город Сучжоу, местный поэт Чан Цзянь решил выманить у него несколько стихотворных строк. Предвидя, что Чжао Гу посетит сучжоуский храм Линъяньсы, — одну из самых знаменитых достопримечательностей города —  он начертал на скале перед храмом два стиха,  составленных намеренно неуклюже. Когда Чжао Гу посетил храм, он действительно был весьма смущен столь неискусными надписями и добавил к ним еще по две строки. В результате получились очень изящные стихи. Поступок Чан Цзяня остался в народной памяти как классический образец применения стратагемы “Бросить кирпич, чтобы заполучить яшму”.

Примечание: Этот рассказ едва ли соответствует действительности, поскольку Чжао Гу жил на сто лет позже Чан Цзяня.

 

Дополнительные высказывания

У китайского поэта-мусульманина Гуань Юньши (XIV в.) есть стихотворение о влюбленной паре, написанное от лица девушки. В нем есть слова:

“Я вижу, он глаз не сводит с меня.

 И я очень этому рада.

 Брошу  кирпич, а получу яшму.

 Из его печали я сотворю себе счастье...”

 

                                                                                  *

 

В эпоху правления династии Тан жил наставник буддийской школы Чань по имени Цуншэнь. Однажды он собрал всех своих послушников и обратился к ним с такими словами:

“Сегодня я отвечу на ваши вопросы. Кто проник глубже всех в истину Будды пусть выйдет вперед”.

Только один молодой послушник, который очень высоко ценил свои скромные познания, вышел вперед и поклонился. Цуншэнь улыбнулся и сказал:

“Я-то думал, что бросаю кирпич, чтобы получить яшму, а на самом деле получаю только необожженный кирпич!”

 

 

                                                         Стратагема  восемнадцатая

                          Чтобы схватить разбойников, надо прежде схватить главаря

 

Чтобы развязать твердый узел,

Отдели сначала главаря, а потом все само распустится.

 

Толкование:

Если одержал победу, нужно забирать все, что можно забрать.

Взять маленькую добычу и пройти мимо большой — это дело выгодное для простых воинов, обременительное для командиров и опасное для предводителя всего войска.

Одержать победу, не развязав твердый узел и не схватив предводителя означает “позволить тигру уйти в горы”.

Как захватить предводителя: не обращать внимания на знамена и штандарты, а следить за тем, откуда идут команды, определяющие движения войск.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Драконы бьются на окраине. Их власти приходит конец”.

Данная фраза представляет собой толкование верхней черты гексаграммы № 2 Кунь (Исполнение).

 

Гексаграмма  Кунь

  

  

  

  

  

  

Гексаграмма Кунь являет собою двойную триграмму Кунь — Земля. Она обозначает пик покоя, тьмы,  иньского начала. Это — Среда и условие всякого созидания, незримый фон всего происходящего. Что касается верхней черты, то она, находясь как бы в оппозиции к внутреннему состоянию гексаграммы и знаменуя предел инь, уже содержит в себе переход от инь к ян и, следовательно,  появление на свет тайных процессов. В этом смысле дракон, обитающий в водной пучине и вечно скрытый от посторонних глаз, оказывается на рубеже своего сокровенного мира, и его власти “приходит конец”. Точно так же правитель или стратег, перестав скрывать свои истинные намерения, тотчас теряют власть. Таким образом, внимание стратега должно быть приковано к верхней черте, которая символизирует предводителя. Побеждать же его надлежит средствами иньской тактики, подавляя импульсы шестой черты, отрезая пути к дальнейшим метаморфозам.

 

Иллюстрация

В годы восстания Ань Лушаня против императора династии Тан (середина VIII в.) танский военачальник Чжан Сюнь вступил в сражение со сподвижником Ань Лушаня Инь Цзыци. Чжан Сюнь успешно атаковал неприятеля, но не достиг окончательной победы. Он хотел убить предводителя мятежников, но не мог опознать его в толпе воинов. Тогда он приказал своим воинам вместо настоящих стрел стрелять стеблями травы. Мятежники, в которых попадали эти безобидные стрелы, решили, что у Чжан Сюня иссяк запас стрел и все разом поспешили к одному человеку, явно их предводителю, которому они хотели сообщить эту радостную весть. Чжан Сюнь тотчас приказал своему лучшему лучнику выпустить в Инь Цзыци настоящую стрелу. Стрела угодила главарю мятежников прямо в левый глаз, и тот сразу же прекратил битву, признав свое поражение.

 

Дополнительные высказывания:

В поэме знаменитого китайского поэта Ду Фу (VIII в.), посвященной походу танского войска на Запад, есть такие строки:

“Когда натягиваешь лук —

Тугой должна быть тетева.

Должна быть длинной стрела,

Что в битву послана людьми.

Когда стреляешь по врагу —

Бей по коню его сперва.

И если в плен берешь солдат —

Сперва их князя в плен возьми...”

(перевод Ф.Гитовича)

 

 

                                                         РАЗДЕЛ  ЧЕТВЕРТЫЙ

                     СТРАТАГЕМЫ СРАЖЕНИЙ С НЕСКОЛЬКИМИ УЧАСТНИКАМИ

 

 

                                                          Стратагема  девятнадцатая

                                                      Вытаскивать хворост из-под очага

 

Не противодействуй открыто силе врага,

Но ослабляй постепенно его опору.

 

Толкование:

Вода закипает под действием силы, и эта сила — сила огня. Огонь — это сила ян, заключенная в силе инь, и она так велика, что до огня нельзя дотронуться.

Хворост — это опора огня, от которой огонь берет свою силу. Он дает жар, но сам по себе не горяч, и его можно без вреда взять в руки.

Так можно понять: даже если сила столь велика, что не подпускает к себе, возможно устранить ее опору.

 

Смысл стратагемы по “Книге Перемен”:

“Образ Озера внизу и Неба вверху”.

Речь идет о гексаграмме № 10 Ли (Наступление, или Поступь).

 

Гексаграмма Ли

---------

---------

---------

  

----------

----------

Смысл гексаграммы раскрывается в следующем афоризме: “Наступи на хвост тигра; он не укусит — свершение”.

Расположение триграмм — Озеро внизу, Небо вверху — полностью соответствует природному закону, и правитель должен ему следовать: “Благородный муж, разделяя верх и низ, умиротворяет желания людей”, —  говорится в толковании этой гексаграммы.

Идея наступления, или поступи, выражена в доминировании Неба, как апогея активной янской силы, над Озером, которое находит завершение в своей верхней иньской черте. Небо соответствует тигру —  царю зверей —  и притом символизирует противника. Последний обладает в этой ситуации явным преимуществом. Между тем ключевое положение в гексаграмме занимает третья, единственная иньская, черта. Эта черта воплощает “покой в центре”  и противостоит избыточной активности Неба. В динамической структуре гексаграммы она представляет тенденцию к равновесию и гармонии и поэтому способна создать ситуацию, когда “мягкое наступает на жесткое”. Можно предположить, что именно ей соответствует тот, кто “наступает на хвост тигра”, а сам “хвост тигра” представлен четвертой девяткой. Так происходит потому, что мужская сила не видит себе врага в женской мягкости. Рассматривая вышеприведенные замечания по “Книге Перемен” вкупе с прилагаемыми к стратагеме толкованиями, можно сказать, что действия противника уподобляются кипящей воде, а его чувства — хворосту. Приводя к истощению боевой настрой противника, можно вынудить его отказаться от активных боевых действий.

 

 

Иллюстрации

                                                                      

                                                                                1.

В эпоху Борющихся Царств полководец Тань Дань из царства Ци был осажден войском царства Янь в городе Цзимо. Осада затянулась, а войско Тань Даня не получало подкреплений, и боевый дух его воинов заметно ослабел. Тогда Тань Дань объявил своим воинам:

“Боюсь, как бы яньцы не отрезали носы нашим пленным воинам и не выставили их на передовой линии в качестве трофеев. Наши люди не смогли бы этому помешать”.

Очень скоро слова Тань Даня стали известны яньцам, и те поспешили сделать именно так, как предрек Тань Дань. Увидев, как люди Янь поступили с их соотечественниками, осажденные пришли в ярость и стали прямо-таки рваться на бой с яньцами.

Тогда Тань Дань заслал во вражеский лагерь лазутчика, который сообщил яньцам:

“Тань Дань боится, как бы осаждающие не разрыли городское кладбище, которое находится за городскими стенами. Для жителей Дзимо это было бы большим ударом”.

Яньцы немедленно осквернили кладбище жителей Дзимо, и это вызвало такую бурю негодования в городе, что все горожане от мала до велика были готовы прямо-таки разорвать яньцев на куски.

Так Тань Дань сумел поднять боевой дух своего войска и в итоге успешно выдержал осаду.

 

Примечание: Действия Тань Даня соответствует воинской хитрости, сформулированной в трактате “Сунь-цзы”: “Порождать ярость в войсках, чтобы побудить воинов смело идти в бой”. Между тем простейший способ “подорвать опору” противника заключается в том, чтобы лишить вражескую армию запасов фуража и провианта.

 

                                                                                 

                                                                                  2.

Однажды ночью лагерь полководца У Ханя (I в.н.э.) был атакован врагами, и воинов охватила паника. Между тем сам У Хань продолжал преспокойно лежать в своей походной кровати. Воины узнали об этом — и тут же успокоились.

В ту же ночь У Хань, собрав воедино свои лучшие войска, провел успешную контратаку.

Действия У Ханя — еще один пример того, как можно свести на нет  преимущество противника прежде чем нападать на него.

 

Дополнительные высказывания:

В книге “Воинское искусство Вэй Ляо” (III в. до н.э.) говорится:

“Мои люди не могут бояться двух вещей одновременно.

Иногда они боятся меня и смеются над неприятелем.

Иногда они боятся неприятеля и смеются надо мной.

Тот, над кем смеются, потерпит поражение.

Тот, кого боятся, одержит победу

Поэтому умелый полководец знает, как внушить страх своим офицерам.

Если офицеры его боятся, воины будут бояться офицеров.

Посему, чтобы понять, какая из двух сторон победит, нужно знать, кого боятся и над кем смеются”.