ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ (ИПЭК)
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
(Материал к обсуждению проекта)
1. Введение
Реальные тенденции в педагогической практике конца века отчетливо направлены в сторону реализации ее классической модели, служившей до того дидактическим либо идеологическим подспорьем. Речь идет о тройном расслоении целостного педагогического процесса на образование (передачу упорядоченного знания о том или ином предмете деятельности), обучение (процесс, направленный на овладение обучающимся формой деятельности с данным предметом) и воспитание (формирующее причастность ученика к системе идеалов, ценностей и интересов, которые порождают цели, критерии и ограничения его формы деятельности).
В XX веке “образование” практически стало синонимом педагогики в целом, отодвинув остальные две части триады на задворки. Информационный взрыв нанес непоправимый удар по этой монополии. Предпринимались разнообразные попытки ее сохранить в виде различных концепций и систем перманентного самообразования и переподготовки кадров. Тщетность этих попыток становится очевидной по мере развития глобальных информационных сетей типа Интернет. Любые знания о любом предмете либо в ближайшей перспективе станут, либо уже стали общедоступными. Подлинная проблема – в их самовозрастающей необозримости, уже неустранимой никакими априорными классификациями и систематизациями.
“Изучение современной экономики” в начале XXI века имеет для отдельного лица не больше смысла, чем “изучение Галактики”. Факторами, конструктивно ограничивающими поиск в безграничном море знаний о предмете, становятся рамки конкретной формы деятельности с данным предметом и идеальные инварианты культуры, стоящие за целеобразованием.
Это, конечно, не означает конца системы образования, но означает необходимость его самосознания и профессиональной специализации в рамках указанной триады единого педагогического процесса.
2. Структура педагогического процесса
Концепция новой университетской организации педагогического процесса была изложена в аналитической записке1 Русского института.
“Задача университета — кадровое обеспечение процесса решения проблем российского развития в современных условиях.
Выражение процесс решения проблем здесь означает сознательно реализуемую в деятельности субъекта общественного развития методологию, технологию и индустрию принятия организационно-управленческих решений.
Выражение российское развитие означает один из полюсов мирового развития, субъект которого в процессе решения проблем ставит цели и использует критерии их достижения, основанные на системе ценностей, идеалов и интересов русской культуры, традиции и цивилизации, и при этом учитывает, что прочие субъекты-полюса строят свою деятельность, исходя из собственных систем ценностей, идеалов и интересов.
Выражение современные условия означает предметную привязку указанного процесса решения проблем российского развития к конкретным объектам, обстоятельствам времени и места, а также конкретной логике взаимодействия с другими субъектами мирового развития2.
Из сказанного выше следует, что подготовка кадров в институте должна иметь трехслойный характер, осуществляться на трех уровнях:
— методологическом (деятельностно-ориентированном)
— идеологическом (ценностно-ориентированном)
— теоретическом (предметно-ориентированном) .
Иными словами, процесс подготовки включает три существенно различных компоненты:
— обучение (овладение универсальными формами деятельности по решению проблем)
— воспитание (приобщение к системе ценностей русской культуры, порождающей цели и критерии этой деятельности)
— образование (получение знаний о предмете решения проблем российского развития)”.
3. Учет государственного образовательного стандарта и потенциальный контингент слушателей
Из сказанного следует, что специальность, приобретаемая в рамках описанной педагогической модели – корпоративное принятие решений, а специалист, овладевший данной дисциплиной – специалист по корпоративному решению проблем. Однако эта дисциплина не вписывается в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, построенный по традиционному предметному принципу. Есть серьезные основания предполагать, что появление такой специальности – вопрос самого ближайшего будущего, и Высшая школа экономики имогла бы сыграть здесь ведущую роль. Но на первое время целесообразно найти разумный компромисс с уже существующим государственным образовательным стандартом.
Компромисс может состоять в выборе предметной специализации максимально междисциплинарного, комплексного характера, играющей наиболее важную и конструктивную роль в практике принятия решений. И здесь речь в первую очередь должна идти о культурологии. Не случайно культурология как направление высшего профессионального образования стоит на первом месте в государственном классификаторе.
Реальные процессы принятия решений редко ограничиваются рамками одной или нескольких предметных специализаций, экономические аспекты проблем лишь в абстракции отделимы от политических, социальных, правовых, психологических и иных. В последние годы у теоретиков и практиков корпоративного управления углубляется понимание культуры как общей рамки, “конфигуратора”, пространства взаимодействия указанных аспектов принятия решений, – понимание, которое очень грубо может быть выражено в формуле: культура как общее сознание определяет экономическое, политическое, правовое, социальное бытие3.
Потенциально наиболее заинтересованный контингент слушателей – руководители и лица, принимающие решения (ЛПР) всех уровней государственного и муниципального управления, а также руководители предпринимательских и общественных объединений. Для них культурология корпоративного управления могла бы выступать в качестве второго высшего образования. Среди студентов новая специальность представляет интерес прежде всего для тех, кто ориентирован не на работу в качестве специалиста-предметника или эксперта, а на карьерный рост в роли лица, принимающего решения – руководителя в государственных или коммерческих организациях. Для студентов всех прочих специальностей целесообразно введение культурологии корпоративного управления в качестве одного из обязательных курсов.
4. Особенности работы на каждом из уровней и их кадровое обеспечение
4.1.
Наряду с владением классическими понятийными схемами и культурой концептуального мышления современный специалист для свободной ориентации в своей предметной области нуждается в целом ряде новых представлений и навыков.
В частности, это способность эффективно использовать в аналитической работе современные информационно-поисковые средства, основанные на развернутых понятийных системах-классификациях фактического материала и использующие концептуальные базы данных (здесь важную роль играют работы Симона Кордонского, известного в прошлом в качестве одного из создателей модели “административного рынка”).
В течение ряда лет в работах Андрея Белоусова и его коллектива решается уникальная задача восстановления системы экономических данных из больших массивов неполной, противоречивой и во многом недостоверной статистической информации.
Окончательно перекочевала из теории в практику проблема синтеза целостного предметного знания об объектах, поаспектно изучаемых в целом ряде различных предметных дисциплин (см. работы Вячеслава Глазычева по исследованию и проектированию городской среды).
Ряд важнейших предметных областей, числившихся ранее “междисциплинарными”, уже обзавелись собственными понятийными системами, но последние покуда остаются достоянием их создателей и узкого круга учеников (работы Вадима Радаева по экономической социологии, Владимира Каганского – по теоретической географии, Эдуарда Кульпина – по социоестественной истории и ряд других).
Для экономистов, политологов и культурологов с каждым днем возрастает ценность работ в области сравнительного страноведения. Здесь весьма интересны Теодора Шанина по мировому крестьяноведению, латиноамериканиста Татьяны Ворожейкиной и других.
4.2.
Педагогический процесс на деятельностно-ориентированном уровне должен иметь совершенно иной характер. Вместо передачи знаний о предмете речь здесь идет об усвоении практических навыков, овладении формой деятельности, осуществляемом в паре “мастер – подмастерье”.
Конечно, существует место для образовательной компоненты и внутри процессов обучения и воспитания. Например, можно и нужно “изучать” системный анализ как понятийную схему из семи понятий, описывающую универсальную функциональную схему “решения проблем”. (Тем более, что в этом качестве он у нас мало кем был понят.) Но вся соль в том, чтобы практически обучиться превращению этой схемы в форму собственной деятельности. При этом могут использоваться организационно-деятельностные игры, практические занятия, стажировки, тренажеры, мультимедийные средства и т.д., но суть всех этих методов одна – передача формы деятельности “из рук в руки”.
Сегодня в области обучения “решению проблем” сложился целый ряд отечественных течений и школ, развивающихся практически независимо. Весьма плодотворным было бы совмещение наиболее продвинутых в рамках института в качестве параллельных потоков, открытых для взаимных переходов слушателей и для обмена идеями. На первом этапе предпочтение может быть отдано двум направлениям, сформировавшимся в русле работ Московского методологического кружка, и одному коллективу, реализующему идеологию концептуального проектирования организаций по С.П.Никанорову. Речь идет, соответственно, о Петре Щедровицком (Школа культурной политики), Сергее Попове (Межрегиональная методологическая ассоциация) и Захирджане Кучкарове (Аналитический центр “Концепт”).
Важно понимать, что проблемно-ориентированное обучение – сердцевина педагогического процесса, а не факультативная надбавка и не дань новациям. Без нее предметная образованность и ценностная ориентация остаются невостребованными и оторванными друг от друга.
4.3.
Воспитание как некое таинство трансляции ценностей в паре “учитель-ученик” всегда имело место в классической высшей школе. Естественно, оно осуществлялось не везде и от случая к случаю. Один из профессоров кафедры мог быть личностью (в высоком смысле) и педагогом по призванию, а его коллега – “всего лишь” добротным профессионалом-предметником. Существенно, однако, что воспитание как специальная функция не отделялось от образования, а если и делалась такая попытка, то чаще все сводилось к дидактике и чтению морали.
В советское время существовала партийная монополия на идеологическую сферу и систему “воспитания”. Когда она рухнула, открылось огромное пространство, приватизация и освоение которого различными субъектами только начинается. В этой связи все возрастающую значимость приобретает сфера корпоративного принятия решений и, в частности, функция целеуказания в рамках этой сферы. Для молодого специалиста, попадающего в микрокосм конкретной корпорации, жизненно необходима способность к самоопределению, навыки ценностной ориентации, участия в рефлексии идеалов и согласования интересов. В современном мире международного бизнеса культурная самоидентификация играет все более конкретную и практичную роль и значит очень много: от самой способности к коллективной деятельности и до личностной и корпоративной энергетики и мотивации к работе.
Соответственно, на ценностно-ориентированном уровне ведущую роль играют личные отношения в рамках совместной творческой работы (тот или иной вариант “тьюторской системы” или “наставничества”). Поводом и предметом такой работы, скорее всего, может стать одна из гуманитарных дисциплин историко-культурного ряда (хотя опыт физтеха указывает на преодолимость этого ограничения). Здесь от педагога требуется прежде всего быть носителем, транслятором, а еще лучше – создателем той или иной системы истин, ценностей или идеалов.
Планомерный обзор и соотнесение таких систем стали главной целью проекта “ИНОЕ ДАНО. Концепции российских реформ: от обзора – к синтезу”. Работы их создателей объединены в четырехтомнике “ИНОЕ”. Большинство авторов “ИНОГО” имеют профессиональный опыт и вкус к педагогической деятельности, они вполне могли бы составить основу коллектива преподавателей нового института. Среди них могут быть названы историк и культуролог Владимир Махнач, политолог, теоретик либерализма Борис Капустин, богослов Андрей Кураев, филолог Сергей Лезов, культуролог, китаист Владимир Малявин, представитель теоретической социологии Александр Филиппов, геополитик Вадим Цымбурский, правовед Владимир Пастухов и ряд других.
5. Интересы участников. Идея “гуманитарного физтеха”
Большинство авторов “ИНОГО” являются создателями и руководителями исследовательских, издательских, педагогических, информационных центров и проектов, мозговых трестов и аналитических групп, общественных организаций, фондов и учреждений культуры. Часть проблем, стоящих перед ними, имеют общую природу. С одной стороны, возникает (и тем или иным путем решается) задача подготовки молодых сотрудников для этих и подобных им структур. С другой – ведется на контрактной основе работа с центральными и региональными административными и коммерческими структурами, включающая обучение и переподготовку кадров.
По вполне объективным причинам они заинтересованы в объединении усилий в работе по этим двум направлениям. И как показали проведенные предварительные переговоры, эта заинтересованность вполне осознана. Прообразом такого объединения могла бы послужить созданная в свое время ведущими советскими учеными “система физтеха”. Как известно, тогда целый ряд видных исследователей, руководивших научными институтами и конструкторскими бюро, решили совместно готовить молодую смену на вновь созданном факультете МГУ. В качестве преподавателей они приняли участие в постановке общефакультетского фундаментального цикла на младших курсах. В рамках руководимых ими центров были созданы т.наз. “базовые кафедры”, на которых старшекурсники проходили специализацию, участвовали в качестве стажеров в реальной исследовательской работе и куда в дальнейшем получали распределение.
Объединение на базе Высшей школы экономики расширяющегося круга наиболее ярких исследователей и конструкторов нового российского социума принесло бы выгоду всем сторонам. Высокий интеллектуальный рейтинг и общественный авторитет новых преподавателей положительно отразится на уровне приема студентов и слушателей, общем духовном тонусе молодого и стремительно развивающегося коллектива школы. В качестве базовых кафедр школы в сферу ее интересов могут быть вовлечены такие нестандартные и влиятельные организации как Фонд эффективной политики Глеба Павловского, Экспериментальный творческий центр Сергея Кургиняна, ряд гуманитарных центров и проектов Олега Генисаретского, Алексея Кара-Мурзы, Шамиля Султанова и многие другие (включая названные ранее). Проект “ИНОЕ”, нацеленный на синтез формы конструктивного взаимодействия лидеров нового российского самосознания, на этом пути сможет обрести принципиально новое измерение.
6. ИПЭК как элемент в системе Высшей школы экономики
ИПЭК может быть учрежден как структурное подразделение Высшей школы экономики, обладающее широкой академической и частичной хозяйственной самостоятельностью, но не являющееся юридическим лицом. Финансирование его деятельности (как за счет зарабатываемых средств, так и в госбюджетной части) будет осуществляться по общей схеме, разработанной в ВШЭ. Некоторое отличие здесь может состоять в одном пункте: опыт консультативной и преподавательской работы во многих регионах, накопленный авторами “ИНОГО”, потенциал их связей в региональных элитах позволяет надеяться на возможность постановки экономически эффективных местных отделений института, что могло бы стать одним из главных источников финансирования.
Подбор преподавателей в соответствии с перечисленными принципами и критериями, в силу их неизбежной субъективности, представляет собой непростую задачу и чреват психологическими трениями. Выход состоит в том, что он по-прежнему может осуществляться в рамках проекта “ИНОЕ” в сотрудничестве с Русским институтом. Вместе с тем, неизбежная вначале граница между педагогами института и общим преподавательским коллективом школы может быть открыта в обе стороны.
Прочие отличия формы “института” от традиционно понимаемого факультета (помимо названных выше) не столь существенны и выражаются, например, в том, что он содержит целостную вертикаль: подготовительные курсы для школьников – бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура – система повышения квалификации.
Проект ИПЭК, конечно, в известной мере амбициозен, и его интеграция в общую систему ВШЭ может создать проблемы. Как известно, физико-технический факультет МГУ был в конечном счете отторгнут системой и обособился в отдельный институт МФТИ. Однако то обстоятельство, что сама ВШЭ – пример успешной реализации не менее амбициозного проекта, позволяет надеяться на иной исход. Если высоко поставленную планку удастся преодолеть, отработанную в этом эксперименте форму института можно будет шаг за шагом распространять на другие подразделения, направления и специализации ВШЭ, продвигаясь в направлении западной модели университета, базовым элементом которого является не “факультет”, а значительно более академически целостный и самодостаточный “колледж”.

1 См. Приложение 1.
1 Вариант соответствующей онтологии содержится в Докладе Русского института (см. Приложение 2).
1 Например, в статье секретаря Совета обороны Юрия Батурина и Олега Доброчеева "Возвращение на естественный путь" говорится: "Как показывает развитие мировой и отечественной культуры и подтверждают наши динамические измерения показателей культурных и материальных потребностей граждан России, политическому, промышленному и социальному развитию всегда предшествует своеобразная волна культурной эволюции. [...]. Именно культура является источником движения, а отнюдь не обозом. Каждый день мы слышим и читаем дискуссии о приоритетах. [...]. Что должно быть впереди - экономика или социальная сфера? Политика или экономика? [...]. В первую очередь - культура в ее самом широком смысле (образование, наука, литература, искусство). И откроется естественный путь развития всех сфер. [...]. По этой причине попытки социального реформирования, начинаемые с экономики, [...], заканчиваются неудачей." (НГ-Сценарии. 15.05.97)