К оглавлению |
13. "Идеалистическая" интерпретация деятельности. Отражение
форм деятельности в формах развития. Три уровня отношения субъекта деятельности
к Абсолюту: сознание, откровение, творчество.
Формы универсума K{*}F{&} интерпретируются как формы "идеала" деятельности.
Между материалом и идеалом
нет содержательной симметрии относительно деятельности: материал имманентен
деятельности, в то время как идеал
трансцендентен. "Трансцендентность" для простоты можно пока понимать
в том смысле, что идеал, в отличие от материала, не дан субъекту деятельности
через сферу ощущений, сколь угодно расширяемую за счет экспериментальных
приемов и приспособлений.
Но мало того. Подобно тому,
как материал деятельности далеко не есть абсолютный объект, то есть Природа как
таковая, она скрыта от человека оболочкой его самоотчуждения, – так же и идеал
не есть абсолютный субъект, а лишь "тусклое стекло",
"младенческая форма" его познания:
"Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти,
прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое
стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан."10
"Тогда" означает
конец времен, когда человек "лицем к лицу" предстанет перед Богом.
"Тусклое стекло", упомянутое апостолом Павлом, трехслойно: идеал
выступает в трех ипостасях – Истины, Блага и Красоты.
Трансцендентность идеала и его ипостасей, их вне-опытность ничуть не мешает им воплощаться во множестве вполне "осязаемых", доступных эмпирическому восприятию форм культуры. Не мешает она и заполнению соответствующих ячеек "таблицы" форм.
Ячейки K{*3}F{&1},
K{*2}F{&2} и K{*1}F{&3}
(находящиеся на обратной диагонали универсума K{*}F{&} и симметричные
формам деятельности &1, &2 и &3
относительно горизонтальной оси, разделяющей категории K{&} и K{*})
интерпретируются соответственно как "истина",
"благо" и "красота".
Формы деятельности &1,
&2 и &3, взятые в отношении к соответствующим
формам идеала, интерпретируются как формы
сознания11, формы
откровения и формы творчества.
К оглавлению |