К оглавлению

 

Раздел первый. ПРЕДАНИЕ

Восемь Триграмм в китайской традиции

Понятие Восьми Триграмм восходит к древнейшему китайскому канону «Книга Перемен» (И цзин), в котором содержится как бы матрица всей культурной практики китайцев. Восемь Триграмм (то есть восемь комбинаций из двух видов черт, — сплошной и прерывистой — обозначающих полярности инь и ян) выступают здесь простейшими символами единой реальности, которая пронизывает все уровни и состоя­ния бытия — космического и человеческого. Эта реальность есть Перемена, или Превращение (и, хуа, бянъ). Речь идет о реальности по определению самоизменчивой, самоотстраняющейся, извечно преодолевающей самое себя. Ибо, как уже говорилось, превращение, чтобы быть до конца самим собой, должно само превратиться и стать не чем иным, как постоянством. Способ бытия Превращения (неотличимого, кстати, от бесконечного ряда превращений мира) есть граница, сама предельность существования. Но это граница, которая обусловливает полноту бытия каждой вещи, безусловный характер существования; она равнозначна «таковости», или «самоестественности» (цзы жанъ) всего сущего. По той же причине реальность Превращения есть одновременно единое и единичное, принцип единства и принцип множественности. Она извечно проецирует себя вовне, существует прикро-венно; она опознается одновременно как нечто отсутствующее, сокровенное и предельно явленное, открытое. В сущности, она предвосхищает зримые образы и исчезает даже прежде, чем обретет зримый образ. Она есть внутренний прообраз виртуальной реальности, беско­нечного потока становления, семя жизни, которое неотличимо от предельной полноты жизненных свойств вещей. Как сказано в ком­ментариях к «Книге Перемен», действие превращения — это не что иное, как «животворение живого» (шэн шэн).

В свете этой философемы Превращения человек и мир, как и все вещи, вовлечены в беспредельный поток перемен; они связаны отно­шениями не подобия, а, так сказать, преображающего взаимодействия, встречи несходного, согласия несогласуемого. В человеке, согласно философии Перемен, под внешним «человекообразным» обликом живет нечто совсем иное — бездонная глубина пустого, покойного, безмолвного, совершенно нечеловеческого Неба, несотворен­ное не-единство Хаоса. Деятельный Человек и вечнотекучий Хаос еди­ны, конечно, не по формальному тождеству, но — в завершенности своего бытия, которая есть конкретность действия, полнота со-бытийственности сущего. Вездесущей средой этого непостижимого, но глубоко интимного взаимодействия человека и мира китайцы считали некое поле энергии (ци), которое в своем истоке есть именно Единое Ци, но, подобно реальности превращения, являющейся также принципом множественности бытия: ци есть также конкретное качество того или иного жизненного состояния и как таковое обладает самыми раз­ными характеристиками. Ци, как и Пустота, и Небо, и само Превра­щение, принадлежит «внутренней реальности», которая предваряет, предвосхищает всякое бытие (хотя и не противостоит вещам как от­дельная метафизическая сущность).

Таким образом, идея «единения человеческого и небесного», ле жавшая в основе китайской традиции, требовала в конечном счете признания недвойственности явленного и сокрытого, единичного действия и бесконечной действенности, формы и бесформенного. В мире нет одного-единственного «истинного» принципа или порядка, нет общей для всех меры или точки отсчета. И Восемь Триграмм в «Книге Перемен» располагаются по кругу и притом двумя разными способами. Существует и другой угол рассмотрения антропокосмической ре­альности Превращения — в ее процессе развертывания от неопределенной целостности Хаоса к предельной определенности самосознающего действия. Исходной точкой здесь выступает Беспредельное (у цзи) — другое имя первозданного Хаоса, не имеющего ни начала, ни, конца, ни формы, ни меры. В человеке Беспредельное локализуется в животе, точнее — в Киноварном Поле, связывающем наше физическое тело с бесконечностью Хаоса.

Творение мира в китайской философии перемен предстает как внесение в бытие все более дробных и тонких различий. Мир бесконечно утончающейся предельности, неисчерпаемой конкретности самосознающей, или духовной практики относится к области Великого Пре­дела (тай цзи). И то, и другое не является чувственно воспринимаемой или умопостигаемой сущностью. Однако оба эти понятия широко ис­пользовались в традиции кулачного искусства для обозначения прин­ципиальной биполярности духовной практики человека. Самое ис­полнение нормативных комплексов ушу осмыслялось в категориях космогенеза, движения от Беспредельного к Великому Пределу и об­ратно, и в этом движении, в конечном счете — в неразличении Беспре­дельного и Великого Предела — обретается качество полноты и завершенное «искусства кулака» как внутреннего, символического по своей сути действия. Мастер школы Синъицюань Бао Дин (1865-1942) описывает эти состояния в следующих словах:

«Беспредельное: жизнь человека — великая пустота, нет борьбы нет соперничества, воля помрачена и естественна, и нет никаких следов.

Великий Предел: ум-обезьяна пришел в движение, возникают фор­мы кулачного искусства: действие и покой, пустое и полное, твердое и мягкое, движение вверх и вниз».

Учитель Ли Цзымин характеризует Беспредельное и Великий Пре дел в практике Багуачжан следующим образом: «Когда в сердце полная пустота и нет ни форм, ни образов, — это Беспредельное. Когда как будто есть движение, а движения нет, вот вот что-то явится и ничего не появляется, — это Предел».Значение понятий Беспредельного и Великого Предела в практике Багуачжан подробно раскрыто в книге Сунь Лутана, перевод которой помещен в приложении. Здесь же отметим, что в основе всех бесчис­ленных метаморфоз, пронизываемых Великим Пределом, лежит взаимодействие двух космических сил: инь и ян. Первая соответствовала тьме, покою, холоду, сокрытию, правой стороне, женскому началу, пустоте, вторая — свету, движению, теплу, явленности, левой стороне, мужскому началу, наполненное и т.д. Взаимодействие инь и ян рас­крывается как бесконечная перспектива взаимозамещения полярных величин, в которой значимо не столько содержание оппозиций, сколько сама парность качеств и понятий. Таким образом, в Великом Пре­деле бытия все в равной степени присутствует и отсутствует, все настолько же изменчиво, насколько и постоянно. Таков образ универсума в китайской традиции. Как сказано в той же «Книге Пе­ремен», «то инь, то ян — это и есть дао».

С древних времен китайцы изображали Великий Предел в виде круга со вписанной в него волнистой линией, разделявшей его на светлую (ян) и темную (инь) половины. Внешняя окружность символизировала «хаотическое смешение всего сущего в великом круговороте дао». Волнистая линия служила знаком взаимовытеснения и вза­имопорождения сил инь и ян. Светлая точка на темном поле и темная точка на светлом поле означали соответственно «присутствие ян внутри инь и присутствие инь внутри ян». Кроме того, эмблема Великого Предела бы­ла определенным образом ориентирована в пространстве и во времени. Янское ци за­рождается на северо-востоке и достигает расцвета на юге, иньское же ци рождается на юго-западе и достигает кульминации на севере. Флуктуация инь и ян соотносилась с годовым циклом природы, в рамках кото­рого летнее солнцестояние знаменовало пик ян, а зимнее солнцестояние — пик инь. Свои значения инь и ян имелись и для дру­гих природных циклов — месячных, суточных и проч. (рис.1).

В китайской космологии сила ян соответствовала Небу и твор­ческому принципу, а сила инь — Земле и принципу сохранения. В этом качестве инь и ян выступали как Два Начала (лян и) мироздания. По­нятие двух начал играло важную роль в теоретических построениях традиционных школ ушу, где они служили универсальным средством описания и классификации двух полярных качеств состояния или действия. Например, шаг вперед, растяжение, движение вверх и влево от­носились к ян, а шаг назад, сжатие, движение вниз и вправо — к инь. Впрочем, согласно канонам кулачного искусства, «во всякий момент времени есть свое инь и свое ян». Особенно наглядно теория инь-ян

отобразилась в одном из основополагающих принципов Багуачжан (и всей традиции «внутренних школ» ушу): «В покое ищи движение, в движении ищи покой». В человеческом теле «два начала» соответствуют двум почкам, обозначающим «врата жизни» организма.  При добавлении к оппозиции инь-ян третьего, посредующего чле­на создается триада «трех начал» мироздания: Неба, Земли и Челове­ка. В этой триаде получает завершение мировой круговорот бытия. Понятие «трех начал» служило в китайской традиции, в том числе традиции ушу, прообразом различных видов троичной классифика­ции. Так, китайцы различали «три начала» Неба (солнце, луна, звезды), «три начала» Земли (вода, огонь, ветер) и «три начала человека» (семя, ци, дух). В литературе ушу «три начала» особенно часто соотносятся с трехчастным делением человеческого тела: верх (голова), середина (руки), низ (ноги) или трехчастным делением лица: лоб, щеки, подбородок, а также тремя суставами конечностей, «тремя сердцеви­нами» тела (сердце или темя, центр ладоней и ступней). В школе Багуачжан эта триада соответствует трем уровням практики: верхнему, нижнему и среднему, причем предпочтение отдается среднему уровню, символизирующему человеческое, посредующее и гармонизирующее начало в мире.

Как уже говорилось, в китайской космологии Великого Предела процесс творения свершается путем последовательного деления первозданного хаотического единства. Поэтому, согласно традиции «Книги Перемен», «два начала порождают четыре образа». Понятие «четырех образов» (сы сян) соотносилось в Китае с четырьмя сторонами света и четырьмя временами года. В традиции ушу «четыре образа» могли обозначать четыре конечности, четыре главных внутренних органа, а также четыре вектора движения: перемещение вперед, назад, влево и вправо. Но важнейшим их телесным аналогом служили так назы­ваемые «четыре кончика» (сы шао), каковыми считались язык (кончик плоти), зубы (кончик скелета), ногти (кончики сухожилий) и волосы (кончики кровеносной системы). Кроме того, «четыре образа» соотно­сились с образами расщепленных надвое полярных начал инь-ян, а именно: двумя «малыми» и двумя «крайними» инь и ян.

«Четыре образа» вкупе с центром развертываются в пятичастную структу­ру, игравшую особенно большую роль в китайской антропокосмологии. В за­падной литературе члены этой пятерицы обычно именуются Пятью стихиями, хо­тя речь идет в действительности о пяти фазах или, можно сказать, состояниях мирового круговорота. В пятеричной структуре двоичность инь-ян и триада мирового творения оказываются сведен­ными воедино, поэтому пятерица служила в Китае наиболее емким математическим символом универсума. Эти пять фаз мирового круга бытия суть следующие: огонь, земля, ме­талл, вода, дерево. Указанная последовательность пяти фаз соответ­ствует порядку их «взаимного порождения». В порядке же «взаимного вытеснения» они располагаются следующим образом: огонь, металл, дерево, земля, вода (рис. 2).

Пять фаз ассоциируются с очень многими явлениями и в природ­ном мире, и в человеческом теле. Вот некоторые из этих соответствий, касающиеся человеческого организма:

Форма внутренних органов

Пять видов

Пять чувств

Пять органов

Пять чувств плоти

Дерево

Печень

Глаза

Жилы

Гнев

Огонь

Сердце

Язык

Сосуды

Радость

Земля

Селезенка

Рот

Мышцы

Мысль

Металл

Легкие

Нос

Кожа

Скорбь

Вода

Почки

Ухо

Кости

Страх

 

В рамках годового цикла дерево соответствует весне, огонь — лету, металл— осени, вода — зиме, земля — астрономической середине, точке летнего солнцестояния («вечному лету»). В пределах же су -пять фаз относятся соответственно к восходу, полудню, «склонению солнца на запад», заходу и полночи. В цепочке взаимного по-рождения фаз каждая предшествующая фаза выступает в качестве матери» по отношению к последующей, так что в течение суток легкие служат «матерью» почек, почки — «матерью» печени, печень — матерью» сердца, сердце — «матерью» селезенки. А поскольку все рождается из земли, то селезенка считается «матерью» всех органов.

Символика пяти мировых фаз занимает важное место в учении о утреннем достижении», к которому стремятся мастера ушу. В частности, одной из целей психофизического совершенствования в даосизме являлось гармоническое соединение «воды» (функции почек) и огня» (функции сердца), творящее духовное преображение подвижника: энергия почек (вода) должна подняться вверх, энергия сердца огнь) — опуститься вниз, и эта встреча воды и огня должна поро-дить, по представлениям даосов, эликсир вечной жизни. Дальнейшее деление Четырех Образов дает число восемь, которое и завершает систему основных кодов китайской антропокосмологии. Эта восьмеричная структура как раз и соотносилась с Восемью [граммами. Вот перечень этих триграмм:

Цянь: творчество, крепость, небо, металл, отец, голова, крайнее ян.
Кунь: свершение, уступчивость, земля, мать, живот, крайнее инь.
Чжэнь: возбуждение, движение, гром, первый сын, нога, малое инь.
Кань: погружение, опасность, вода, второй сын, ухо, малое ян.
Гэнь: стояние, незыблемость, гора, третий сын, рука, крайнее инь.
Сюнь: уменьшение, проницание, ветер, первая дочь, бедро, малое ян.
Ли: смычка, выявление, огонь, вторая дочь, глаз, малое инь.
Дуй: разрешение, радость, водоем, третья дочь, рот, крайнее ян.

Названия триграмм, как легко заметить, присвоены им отнюдь не произвольно, но определяются их графической композицией. К при­меру, триграмма «огонь» являет образ инь, пребывающий внутри ян, ведь огонь горяч, светел и активен, но внутри пуст. Напротив, вода, по видимости мягкая и уступчивая, не поддается сжатию и способна смести все на своем пути, так что в соответствующей триграмме мы видим силу ян, скрытую в стихии инь. В триграмме «гром» нижняя, начальная линия символизирует ян, то есть деятельное начало, после­дующие же черты представляют начало инь: гром, таким образом, символизирует потенцию, первичный импульс и заряд творчества, в дальнейшем рассеивающийся. В свою очередь триграмма «гора» сим­волизирует твердость и активность вверху и мощный покой внизу. Столь же закономерны и имена других триграмм. 

По преданию, триграммы были изобретены легендарным родона­чальником китайской цивилизации Фуси, который создал триграммы, «созерцая вверху образы в небесах, а внизу наблюдая узоры зверей и птиц». Фуси приписывается и первоначальный порядок расположения триграмм, где триграмма Цянь, символизи­рующая пик ян, находится на юге, полярно противоположная ей триграмма Кунь — на севере, а остальные располагаются в поряд­ке постепенного убывания и нарастания сил инь и ян. Таким образом, схема Фуси являет образ «изначального», нормативного со­стояния универсума в его ненарушаемой целостности и покое (рис. 3). Отсчет триграмм ведется сначала сверху вниз по левой сто­роне круга, а затем сверху вниз по правой стороне. Таким образом, общая линия движения имеет S-образную, спиралевидную форму, каковая, надо за­метить, выступает в качестве одного из самых распространенных символов «движения дао» (рис. 4). Это движение име­нуется в традиции обратным.

Положение триграмм по схеме Фуси обозначало в китайской тра­диции состояние Предшествующего Неба, или «прежденебесное» (сянъ тянь), соответствующего чистой структуре Хаоса, существующей «прежде форм». Существовала еще одна, приписываемая древнему царю Вэнь-вану схема расположения триграмм, которая выражает со­стояние их динамического взаимоборения и относится к бытию По­следующего Неба, или «посленебесному» (хоу тянь), то есть миру (нормальной и обычной биологической эволюции, которая ведет живые су­щества к смерти. Цель даосского подвижника заключалась в том, что­бы повернуть вспять естественные процессы жизни или, говоря точнее

«в поступательном движении обрести движение попятное», другими словами _ от «посленебесного» бытия возвратиться к «прежде-небесному» состоянию и обрести вечную жизнь в животворной утробе дао. Однако состояния Предшествующего и Последующего Неба не являются метафизическими сущностями или субстанциями; они опо­знаются лишь в их функциональном взаимодействии, и их отношения подчиняются известному нам принципу не-двойственности противо­положностей, диктуемому философемой Превращения. Прежденебесный и Посленебесный порядки, согласно даосской традиции, «объеди­няются воедино». В Багуачжан «прежденебесному» состоянию соот­ветствовали основные, так называемые «материнские», или внутрен­ние, формы «превращения ладоней», можно сказать, матрица всей практики школы, а «посленебесному» состоянию — прикладные при­емы техники. К первым обычно относили восемь базовых форм ком­плекса, ко вторым — выводимые из этих «материнских» форм шесть­десят четыре нормативных приема.

Восемь Триграмм обладают множеством пространственно-временных характеристик. Каждая триграмма соответствует опреде­ленной стороне света и отрезку времени в рамках годового и суточных циклов и даже отдельного часа. Так, триграмма Кунь соответствует в традиционном лунном календаре китай­цев новолунию, а в годовом цикле — зимнему  солнцестоянию,  триграмма Цянь — полнолунию и летнему солнцестоянию, триграмма Чжэнь — третьему числу месяца и весеннему равно­денствию, триграмма Гэнь — началу зи­мы и 23-му числу месяца, триграмма Сюнь — началу осени и 16-му числу ме­сяца, триграмма Дуй — началу лета и 10-му числу месяца. Кроме того, триграм­мы соотносились с определенными часами суток и, соответственно, активностью од­ного из основных меридианов человеческо­го тела. Перечисленные корреляции указа­ны на рис. 5.

С древности Восемь Триграмм рассматривались как своеобразные символические аналоги частей тела или функциональных систем орга­низма. Как говорят старые мастера Багуачжан, «все тело — Восемь Триграмм». Если говорить о чисто физическом, анатомическом теле, то триграмме Цянь соответствовала голова, триграмме Кунь — жи­вот, триграмме Кань — уши, триграмме Ли — глаза, триграмме Чжэнь — ступни ног, триграмме Сюнь — бедра, триграмме Гэнь — ладони, а триграмме Дуй — рот. Конечно, символика триграмм ши­роко использовалась в школах ушу для описания практики «внутрен­него достижения». С точки зрения энергетического тела триграмме Цянь соответствовала голова, триграмме Кунь — живот, триграмме Кань — меридиан почек, триграмме Ли — меридиан сердца, триграм­ме Сюнь — семь первых позвонков позвоночного столба, триграмме Гэнь — семь шейных позвонков, триграмме Чжэнь — правый бок, а триграмме Дуй — левый. Особые связи существуют между триграм­мами и суставами человеческого тела. Так, Восемь Триграмм соответ­ствуют восьми суставам четырех конечностей и четырех больших пальцев на руках и ногах. Остальных суставов в теле насчитывается ровно 64, и они соответствуют, разумеется, 64 гексаграммам — наибо­лее полным символам «Книги Перемен».

Особая система ассоциаций между Восемью Триграммами и эле­ментами внутреннего состояния была разработана в школе Багуачжан. Правда, учителя разных стилей Багуачжан несколько расхо­дятся в толковании конкретных значений отдельных триграмм. Со­гласно традиции Инь Фу, например, три сплошные линии триграммы Цянь трактуются как три соединения: в шее (что достигается выпрям­ленной шеей), во рту (закрытый рот) и в низу живота (втянутый анус). Выполнение этих правил правильной стойки обеспечивает беспрепят­ственную циркуляцию ци в теле. Напротив, триграмма Кунь указы­вает на присутствие «шести разрывов» в области живота, что позволя­ет сохранять и накапливать энергию в Киноварном Поле (разрыв в данном случае понимается как отсутствие истечения ци вовне, «самосокрытие» внутренней реальности). Триграмма Кань (вода) зна­менует внешнюю мягкость и внутреннюю наполненность нижней час­ти живота, а также присутствие «прежденебесного» ци в теле, проис­текающего как раз из области почек. Триграмма Ли (огонь) указывает на внешнюю твердость и внутреннюю «пустотность» груди мастера кулачного искусства, что делает возможным опускание ци в Киновар­ное Поле. Реализация этой триграммы означает опускание ци в Кино­варное Поле. Триграмма Дуй означает опустошенность, расслаблен­ность плечей (соответствующих верхней, иньской черте) и на­полненность нижней части тела. Триграмма Сюнь сообщает о «пустотности в бедрах», что делает возможной свободную циркуля­цию ци в нижних конечностях. Триграмма Чжэнь символизирует «запечатывание ци» в промежности (область точки хуэйинь) посред­ством втягивания ануса и последующее движение ци вверх из нижней части туловища. Триграмма Гэнь указывает на «пустотность» нижней части спины и «наполненность» ее верха (в этом отношении спина яв­ляет собой как бы перевернутый образ живота). Так внутреннее со­стояние подвижника дао, обеспечивающее свободную циркуляцию ци, оказывается в своей совокупности как бы прообразом схемы Восьми Триграмм.

Во всех направлениях Багуачжан принято описывать соотношения между Восемью Триграммами и частями тела следующим образом:

1. Цянь: плечо, локоть, кисть, ибо Цянь символизирует три сплош­ных черты.

2. Кунь: бедро, колено, ступня, ибо Кунь символизирует шесть прерванных черт.

3. Ли: пустая грудь, наполненная спина, ибо Ли символизирует пус­тоту в наполненное™.

4. Кань: живот наполнен, ци опустилось в Киноварное поле, ибо Кань символизирует наполненность внутри.

5. Чжэнъ: прямой взгляд, ясность духа, ибо Чжэнь символизирует распространение творческого импульса.

6. Гэнъ: темя и вытянутая шея, ибо Гэнь символизирует активность вверху.

1.Дуй: сомкнутые уста, язык касается верхнего неба, ибо Дуй сим­волизирует недостаточность вверху.

8. Сюнь: втянутый анус, подобранный таз, ибо Сюнь символизиру­ет пустотность внизу. Согласно некоторым толкованиям, триграмма Сюнь соответствует также нижним семи позвонкам заднего срединно­го меридиана.

Сходная схема принята и в линии мастера Багуачжан Сяо Хайбо (1863-1958), принадлежащего линии Чэн Тинхуа:

1. Цянь: левая рука от кисти до локтя.

2. Кань: левая рука от локтя до плеча.

3. Гэнь; правая рука от кисти до локтя

4. Чжэнъ: правая рука от локтя до плеча.

5. Сюнь: левая нога от ступни до колена.

6. Ли: левая нога от колена до бедра.

7. Кунь: правая нога от ступни до колена.

8. Дуй: правая нога от колена до бедра.

Учитель Ли Цзымин уточняет значения Восьми Триграмм непосредственно для практики кулачного искусства. Так, триграмма Цянь соответствует «прямой силе», или жесткости в руках, а триграмма Кунь — мягкости. Вместе они обозначают совокупность кулачных приемов. Триграммы Ли («пустота в груди», грудь) и Кань («напол­ненность внутри», живот) относятся к «среднему полю» тела, то есть туловищу и обозначают «приемы корпуса». Пара триграмм Чжэнь («слитность бедер») и Гэнь («прямая шея») относятся соответственно к «нижнему» и «верхнему» полю тела. То же касается пары триграмм Дуй («легкая, невесомая голова») и Сюнь («пустота в стопе»).

Следует обратить внимание, что в даосской традиции триграммы рассматриваются большей частью именно попарно, по принципу вза­имодополнительности или зеркального отражения, что сближает структуру «Книги Перемен» с современной теорией квантового поля.

В «Каноне Внутреннего достижения» (Нэйгун цзин), записанном в конце XIX в. известными мастерами «внутренних стилей» ушу братьями Сун Шижуном и Сун Чанжуном, значения парных оппозиции триграмм толкуются следующим образом:                     

1. Цянь-Кунь: голова и плечи подражают Небу и берут от него качество жесткости и рассеяния. Колени и ступни подражают Земле и берут от нее качество покоя и устойчивости.!

Толкование гласит: «Свойства инь и ян соединяются гармонически ци распространяется во все четыре конечности. В покое этого состоя­ния присутствуют и инь, и ян, но нельзя узреть следов его. Движение этого состояния кажется необычайно мягким, но в действительности оно в высшей степени твердо. Мягкое и жесткое безупречно восполняют друг друга.Выставив руку, прежде смотришь в пасть тигра и для начала применяешь физическую силу, чтобы рука приняла правильное положе-ние. Затем поясница с силой опускается вниз; когда приходит подлин ное ци, оно наполняет копчик в точке Чанцян. Тогда втягивается анус, и ци направляется вверх к темени, а затем через переносицу и нос опускается в Киноварное Поле».

2. Дуй-Сюнь: спина расслабленная и живая — таков смысл Дуй. Пах подобран и наполнен — таков смысл Сюнь.

Толкование гласит: «Голова должна стоять прямо и быть соеди­ненной с плечами, а спина выпирает. Это называется «сила прямого стояния». Ее не нужно путать с «силой поперечного движения». Пер­вая сила — наполненная, вторая — пустотная. Но обе они использу­ются совместно».

3. Чжэнь-Гэнь: дыхание все проницает, действие триграммы Чжэнь-гром неизмеримо; грудь все в себя вмещает и высится незыблемо, как триграмма Гэнь-гора.

Толкование гласит: «В человеке движение Чжэнь — это упокоение ног, а грудь от паха до плеч пуста. В этом состоянии внутри жест­кость, а снаружи мягкость. Дыхание осуществляется в Едином Ци и определяет открытие и закрытие. Открытие и закрытие — это выпад:или отход рукой, движение корпуса вперед или в сторону. Сила высо­кого шага — в ступне, сила среднего шага — в сухожилиях, сила низ-1 кого шага — в спине. Такова истина самоестественности».         

4. Ли-Кань: «Смысл этого соотношения — чисто внутренний. Его  можно постичь мыслью, но нельзя передать в словах. Сердце и почки — символы Огня и Воды; Вода должна подняться вверх, Огонь должен  опуститься вниз, Огонь и Вода должны проникнуть друг в друга, и тогда родится подлинное ци, дух постепенно будет продлевать себя, откроется высшее разумение. Разве это ограничивается только внутренней силой?»                              

Разумеется, в китайской традиции Восемь Триграмм, как универ-альный образ антропокосмической реальности, обнимают собой по-!стине необозримое поле значений, и некоторые их коннотации в практике Багуачжан будут отмечены ниже. Пока же отметим, что круг Восьми Триграмм вместе с его центром составляют еще одну важную фигуру, именуемую Девятью Дворцами (цзю гун). С древности схема Девяти Дворцов служила в даосизме графической и числовой моделью духовного совершенствования, который представлял собой путь про­движения к Дао и «возвращения в мир» (ведь Пустота неотделима от вещей). Эти два вектора Великого Пути (который потому и велик, что по нему нельзя идти только в одном направлении) отождествлялись в даосской традиции с двумя видами движения: «поступательным» (шунъ) и «попятным» (ни). Девять Дворцов ассоциировались с девя­тью слоями небес, девятью областями Земли и девятью отверстиями человеческого тела. В старых школах кулачного искусства они служи­ли образцом для тренировки перемещений в пространстве (иногда с этой целью на специальной площадке вкапывали в землю столбы с че­ловеческий рост, которые служили воображаемыми противниками). Ученики перемещались между этих столбов в специальном (общем для всех школ) порядке: от столба на севере (триграмма Кань) — на юго-запад (триграмма Кунь), затем, обогнув этот столб, ученик двигался на восток (триграмма Чжэнь), далее мимо центрального столба (иногда обегая его вокруг) на северо-запад (триграмма Цянь), затем к соседнему столбу на юго-западе (триграмма Дуй), вновь на восток (триграмма Гэнь) и, наконец, к самому южному столбу (триграмма Ли). Затем он возвращался назад, следуя тем же маршрутом (рис. 6, 7а, б).


 Добавим, что числовые значения мест в схеме Девяти дворцов вос­производили значения магических квадратов Хэту и Лоту. В практике Багуачжан известно и еще одно число, получаемое по­средством отнятия единицы от восьмерки, а именно: Семь звезд (ци син). Данное число соответствует семи видимым планетам небесной сферы и семи дням недели (включающим в общей сложности 168 часов или три части по 56 часов). В хождении по кругу каждый комплекс включает в себя семь «превращений ладоней» (и возврат в исходное положение), причем каждое «превращение» исполняются по трем Уровням: верхнему, среднему и нижнему. В итоге практика Багуачжан (согласно традиции Инь Фу) включает в себя как раз 56 комплексов («дорожек») и 168 фигур.

Как известно, комбинации Восьми Триграмм образуют в совокуп­ности 64 фигуры из шести сплошных или прерывистых черт — так на­зываемые гексаграммы. Преобразования триграмм в гексаграммы, ра­зумеется, отразились и на техническом арсенале Багуачжан. Основные комплексы Багуачжан неизменно включают в себя восемь главных форм, которые могут составлять в совокупности 64 фигуры или удара. Кроме того, в традиции Багуачжан различаются в общей сложности 128 (64 х 2) статических поз для укрепления ци. Существуют и более частные числовые значения триграмм и гексаграмм «Книги Перемен», но о них будет удобнее сказать в связи с конкретными особенностями практики Багуачжан.

К оглавлению